В условиях развития рыночных отношений для транспортных
предприятий основной целью деятельности является качественное
обслуживание грузовладельцев (потребителей транспортной продукции). В
условиях сокращения объема перевозок и роста конкуренции со стороны
других видов транспорта (прежде всего автомобильного) железнодорожному
транспорту для получения прибыли необходимо применять новые технологии.
Потребность в учете интересов потребителей транспортной продукции,
с одной стороны, и стремление повысить конкурентоспособность железнодорожных
транспортно-логистических комплексов (ТЛК) - с другой, требуют
применения принципов логистики.
Известно, что основным принципом логистики является системный
подход, для эффективной реализации которого нужна соответствующая
методология моделирования процессов принятия управленческих решений.
Прежде чем перейти к характеристике данной методологии,
необходимо отметить, что в настоящее время имеется тенденция изменения
функции грузовых станций. Эти изменения обусловлены необходимостью
применения таких способов повышения качества транспортного
обслуживания, как доставка грузов "от двери до двери" за счет
применения контейнерных и комбинированных перевозок, технологических
маршрутов и других современных способов транспортировки. С учетом
данных тенденций и в условиях снижения объемов грузовых работ грузовые
станции в узле могут выполнять функции региональных распределительных
центров, которые призваны управлять потоками грузов на территории узла
и участвовать в их доставке Получателям.
Последовательное применение системного анализа при определении
целей деятельности грузовой станции в рамках логистической цепи
доставки грузов и в условиях снижения объемов работы приводит к
необходимости рассмотрения более сложной иерархической транспортной
мегасистемы. На ее верхнем уровне рассматриваются стратегические цели
функционирования железных дорог на рынке транспортных услуг.
Совокупность грузовых станций образует ТЛК определенного региона, в
границах которого обобщаются данные по изучению рынка сбыта и
потребностей клиентуры в транспортных услугах.
Две группы факторов характеризуют особенности работы железных
дорог в настоящее время. Первая группа связана с изменением внешней
экономической среды функционирования железных дорог России, вторая
группа - с изменением внутриотраслевых условий их работы.
Анализ ситуации на рынке транспортных услуг, учет факторов, которые
характеризуют особенности работы железных дорог России в настоящее
время, позволяют выделить приоритетные направления экономической
стабилизации и развития железных дорог. Учитывая особенности технологии
и эксплуатации технических средств, выполнения начально-конечных
операций на железнодорожных станциях и терминалах, изменение роли
этих производственных объектов в условиях нестабильных размеров
грузопотоков требует решения комплекса задач с использованием принципиально
новых методов. Под новыми методами подразумеваются те, которые могут
быть реализованы в рамках вновь создаваемых интеграционных логистических
органов управления (мультимодальных логистических центров, логистических
ассоциаций, региональных транспортных логистических систем, транспортно-логистических
комплексов и др.). Независимо от названия новым управленческим
структурам (например, ТЛК) должен быть присущ ряд функций. К основным
функциям ТЛК следует, в частности, отнести логистическую координацию
и интеграцию; стратегический и оперативный контроллинг; саморазвитие
на основе реинжиниринга; оптимизацию функционирования логистических
транспортных цепей на основе терминальной технологии; осуществление
введения инноваций, связанных с внедрением новых логистических технологий
и обеспечивающих рациональное сочетание технического оснащения и
информационной технологии для повышения качества и эффективности
работ.
Объединив все или некоторые свои ресурсы, функции, возможности,
потенциальные конкуренты (например, разные виды транспорта) совместными
усилиями могут обеспечить внедрение ресурсосберегающих технологий в
практику мультимодальных перевозок с участием железнодорожного
транспорта.
Общность коммерческих интересов участников логистической
транспортной цепи доставки грузов обеспечивает возможность их
функциональной интеграции. Формирование транспортно-логистических
центров или транспортно-логистических комплексов позволяет в итоге
максимизировать прибыль и минимизировать расходы всех видов ресурсов
каждого участника процесса товародвижения.
Сущность логистической интеграции состоит в возможности
эффективного сотрудничества отдельных субъектов транспортного рынка
ради достижения конкретных общих и частных целей.