Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина
эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся
в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном,
морском и воздушном транспорте она определяется как отношение величины
эксплуатационных расходов транспортного предприятия к величине приведенной
продукции. Показатель себестоимости перевозок определяют
как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов,
приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских
перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам
пассажиров, приходящихся в среднем на 1 пассажиро-километр пассажирооборота.
На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется
для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются:
по перевозкам на грузовых автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную
тонну, - 1 ткм, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому
тарифу, - 1 автомобиле-чае, по пассажирским автобусным перевозкам
- 1 пассажиро-километр. Себестоимость перекачки единицы продукции
определяется: на нефтепроводном транспорте - 1 ткм за 1 т перекачанного
нефтегруза, на газопроводном - 1 тыс. м3 газа.
Себестоимость перевозок может быть снижена за счет устранения нерациональных
перевозок грузов, уменьшения коэффициента порожнего пробега подвижного
состава, увеличения коэффициента использования грузоподъемности
подвижного состава, внедрения прогрессивных норм йогрузки-выгрузки,
механизации погрузочно-разгрузочных работ, повышения эффективности
материальных ресурсов, внедрения прогрессивных норм расхода горюче-смазочных
материалов и т.п.
Основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных
перевозок
Основными статьями затрат при выполнении международных автомобильных
перевозок являются:
• затраты на топливо;
• затраты на смазочные материалы;
• затраты на техническое обслуживание и ремонт;
• затраты на восстановление износа шин;
• затраты на амортизацию по восстановлению подвижного состава;
• накладные расходы;
• заработная плата водителей;
• "суточные" и "квартирные" водителей;
• дорожные сборы;
• оплата платных магистралей, проезда через мосты и туннели, паромных
переправ;
• оплата услуг фирм-экспедиторов;
• стоимость разрешения на проезд по иностранной территории;
• затраты на приобретение таможенных документов;
• затраты на приобретение накладной международного образца;
• затраты на страхование.
Основные направления снижения затрат на перевозки:
• сокращение затрат на топливо путем определения оптимальных мест
заправки с учетом различной стоимости топлива в странах, а также
разрешенного ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;
• сокращение затрат на "суточные" и "квартирные" путем нормирования
времени выполнения рейса и выплаты "суточных" и "квартирных" в соответствии
с этим временем;
• сокращение расходов на дорожные сборы за счет выбора альтернативного
маршрута во избежание пробега по данной территории, а также применение
смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;
• повышение производительности труда.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) выпустила
в 1997 г. "Методические рекомендации по определению затрат на перевозки
грузов автомобильным транспортом в международном сообщении".
Базисные условия определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой
продукции от продавца к покупателю. Эти расходы могут составлять
до 40-50% цены продукции. Они включают:
• расходы по подготовке продукции к отгрузке (проверка качества
и количества, отбор проб, упаковка);
• оплату погрузки продукции на транспортные средства внутреннего
перевозчика;
• оплату перевозки продукции от пункта отправления до основных
(магистральных) транспортных средств;
• оплату расходов по погрузке продукции на основные (магистральные)
транспортные средства в пункте экспорта;
• оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;
• оплату страхования груза в пути при морских перевозках;
• расходы по хранению продукции в пути и перегрузке;
• расходы по выгрузке продукции в пункте назначения;
• расходы по доставке продукции от пункта назначения на склад покупателя;
• оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной
границы.