Информационные потоки, связанные с перевозочными процессами,
можно разделить на потоки уровня отдельного транспортного оператора,
участвующего в транспортировке (микроуровень), и потоки регионального,
государственного и межгосударственного уровня (макроуровня), формируемые
министерствами, ведомствами, торгово-транспортными организациями,
комиссиями и ассоциациями. На уровне предприятия формируются внутрипроизводственные
информационные потоки, связанные с оперативным управлением работой
собственных служб, и внешние, связанные с осуществлением коммерческой
деятельности на рынке транспортных услуг. Внутрипроизводственные
информационные потоки подразделяются на вертикальные (директивно-формальные),
имеющие характер приказов, распоряжений, отчетов, и горизонтальные
(неформальные), имеющие координационно-справочный характер. Вертикальный
тип информационных потоков определен инструкциями фискальных и законодательных
органов, а также принятой в транспортной компании технологией управления.
Он достаточно строго формализован как по форме, так и по содержанию.
Горизонтальный тип информационных потоков может принимать разные
формы в зависимости от уровня развития информационных технологий
на предприятии. В целом проблема рационализации информационных потоков
в транспортных компаниях (не говоря об оптимизации) еще недостаточно
исследована и имеются лишь отдельные рекомендации по их организации.
Впрочем, одна из форм рационализации - техническая - доступна уже
сегодня. Она может быть осуществлена в виде внутрипроизводственной
системы электронного документооборота на базе стандартных сетевых
офисных программных продуктов или с помощью специализированных систем
управления потоками документов и деловых операций типа Staff Ware.
Внешние информационные потоки уровня предприятия ориентированы
на обеспечение менеджеров, руководителей различных служб и подразделений
информацией справочного, делового, законодательного, аналитического
и рекомендательного характера из различных внешних источников. Информационные
потоки макроуровня служат для обеспечения стабильности и согласованности
в регулировании перевозочной деятельности внутри стран и между государствами.
Это регулирование осуществляется официальными
государственными и международными организациями и ассоциациями на основании:
• конвенций и межправительственных соглашений;
• системы технических эксплуатационных и таможенных ограничений;
• национальных транспортных законов, правил и инструкций.
Информационные потоки макроуровня организуются между важнейшими государственными службами, призванными осуществлять управление транспортными потоками. Они связывают в единое информационное пространство таможенные службы, контролирующие товародвижение на пограничных переходах, Российскую транспортную инспекцию и ее отделения, осуществляющие лицензирование автотранспортной деятельности и контроль за соблюдением перевозчиками национальных и международных транспортных правил. С развитием информационных технологий транспортные компании получают все большие возможности для оперативного доступа к информационным источникам макроуровня.
Важнейшей задачей, связанной с совершенствованием технологий управления перевозками, является построение интегрированных информационных систем для транспортных компаний, основой которых служат регулярно выполняемые операции учета и первичной обработки документов. На этой основе строится иерархическая пирамида информационно-справочных систем, включая блок решения организационных и тактических задач управления производством и диспетчеризации перевозок, блок стратегических задач планирования работы компании. Главной тенденцией в современных информационных технологиях является целевая направленность информации потребителю - управляющему. Это обеспечивает информационную поддержку принятия решений и позволяет упреждать возможные неблагоприятные события при планировании и организации перевозок, а не следовать за ними.
В качественном отношении информационные потоки также различаются, поскольку для эффективной работы предприятия нужна информация разного рода: справочного характера; сведения о текущей оперативной работе на местах; специальная, необходимая для принятия управленческих решений. Последняя является продуктом высоких информационных технологий, отличающихся наукоемкостью и сложностью производства. Эта информация может быть получена в результате анализа данных низшего уровня и решения задач высшего уровня сложности, венчающих информационную пирамиду. Пирамида строится с основания. Подсистемы или задачи, составляющие ее основу и обеспечивающие первичную обработку
данных, поглощают большую часть информационно-вычислительных ресурсов.
Коммерческая перевозочная деятельность сопровождается большим количеством документов. Например, партия товаров при международной торговой сделке требует оформления 12 специальных сопроводительных документов. Особая проблема в документообороте - ошибки в данных и в процедурах доставки документов адресату, которые не только приводят к дополнительным издержкам, задержке отправок товаров, но могут явиться причиной срыва контрактов и потери доверия клиентов. В сложных транспортно-логистических цепях они могут привести к обесцениванию технологических, организационных и структурно-финансовых преимуществ. В значительной мере эти проблемы решаются с помощью систем электронного документооборота EDI.
Информационные потоки в электронной форме часто имеют место в современных мониторинговых системах. Например, группой компаний BTL Transport & Logistics реализована открытая для клиентов система контроля за движением грузов по номерам товаротранспортных документов.
Для представления документов в удобных для работы привычных пользовательских форматах применяются прямые и обратные конверторы текстов. Формализация исходных документов осуществляется на основе Международного стандарта передачи сообщений EDIFACT (ISO 9735). Для часто применяемых стандартных документов в сфере торговли разработаны типовые EDIFACT-представления. Сообщения строятся на основе EDIFACT-директорий, которые постоянно расширяются. Разработано программное обеспечение для информационного обмена в стандарте EDIFACT.
В условиях высокой конкуренции на рынке транспортных услуг возможно активное формирование случайных логистических цепей, особенно при наличии развитой сети виртуальных экспедиторских и агентских компаний. Потоки формируются случайным образом, случайным инициатором - экспедитором из представляющего рынок транспортно-логистических услуг информационного массива "спрос - предложение". Конкретные потоки возникают как реализации соответствующих спросу предложений на основе экспедиторских предпочтений. Совокупность ПЭПП-цепей определяет случайную транспортную сеть на рынке транспортных технологий и операций, в структуре информационных потоков которых доминируют сведения о спросе, предложениях, заключенных контрактах и результатах транспортных операций.
Эффективность потоков обеспечивается благодаря высокой степени автоматизации обработки информационных потоков.