Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Транспортная логистика

 

Формирование глобальной электронной среды в отрасли воздушных грузовых перевозок

Русских Н.В., Косарев И.А.

Данная статья посвящена обзору тенденций  развития информационных технологий в отрасли грузовых воздушных перевозок и  переходу на глобальную электронную среду  на основе инициативы ИАТА e-freight.

Глобализация международной торговли привела  к  резкому росту спроса на международные воздушные перевозки грузов. Начиная с середины 80х гг, объем перевезенных грузов увеличился в три раза. Несмотря на спад в 2003-2004 гг, связанный с террористическими атаками, войной в Ираке и Афганистане, вспышки атипичной пневмонии, грузовые авиаперевозки восстановили свои позиции в 2004 г. Так, показатель 2004 года, стал самым высоким за период с 1997 г, составив 37.7  млн тонн груза (прирост 15.8%). На  период 2007-2009 эксперты ИАТА прогнозируют ежегодный ожидаемый прирост объемов грузовых воздушных перевозок в  6.3%  [2-4].

Рост удельного веса воздушных грузов в общей структуре грузопотока сопровождается  развитием кооперации участников перевозки (как авиакомпаний, так и логистических посредников), формированием альянсов и выходом на глобальный уровень. Старая схема взаимоотношений между авиакомпанией и грузовыми посредниками уже больше не удовлетворяет потребности клиентов в качестве и скорости доставки. Новые проблемы отрасли  -  избыток провозных емкостей, рост цен на топливо, растущие затраты на авиабезопасность  также диктуют необходимость  поиска  все новых путей  сокращения расходов.

Один их таких путей лежит в сфере оптимизации информационного обмена между участниками перевозки.

Эффективность информационного обмена между всеми участниками  технологического процесса перевозки является одним из основополагающих факторов скоординированности предприятий,  потребителей транспортных услуг и логистических посредников. Только  обеспечение эффективного взаимодействия всех участников транспортного процесса  даст возможность ускорить и удешевить перевозку. Скоординированная и налаженная работа,  выполнение всех операций в  строгой  последовательности обеспечат быстрое и качественное перемещение авиагруза с минимальными затратами времени на операции по перевозке и удовлетворят потребности  грузовой клиентуры.

Цель данной статьи - рассмотреть этапы формирования глобальной электронной среды обеспечения грузовых перевозок. А также провести анализ  проблем и рисков, связанных с ее внедрением и оценку  преимуществ ее использования в XXI веке.

Развитие информационных процессов можно представить в виде трех основных этапов:

  1. Автоматизация отдельных операционных процессов на предприятии  (например, учет) и накопление первичной информации;
  2. Организация локальных сетей на предприятии и создание информационно-справочных систем;
  3. Использование сетевых решений  и интеграция, применение сложных корпоративных систем, интегрированных с интернетом, децентрализация управления и новая организационная основа предприятия;

Третий этап напрямую связан с созданием сложных логистических систем, организацией  логистических центров и  характеризуется переходом на технологии  электронного документооборота и подключением к единой глобальной информационной сети. Грубо говоря - третий этап - это переход на новый,  глобальный информационный уровень, на котором учитываются информационные потоки микро и макроуровня и  участники  объединены  глобальной информационной средой.

Рассмотрим основные направления развития современного информационного взаимодействия участников перевозки. 

  • электронный стандрат обмена информацией EDI, EDIFACT,
  • применение интернет-технологий,
  • накопление информации и создание баз данных,
  • создание электронных торговых площадок и развитие электронной торговли  (бронирование грузов, продажа  - покупка перевозки),
  • внедрение электронного документооборота:
  • электронные авианакладные,
  • совершенствование систем отслеживания грузов (штрих-коды, радио-чипы и пр),
  • глобальные навигационные системы слежения (Глонасс и пр),
  • развитие глобальной электронной среды

Обмен информацией происходит с помощью современных технических средств передачи и обработки информации на основе концепции "Electronic Data Interchange " - EDI. Использование EDI повышает достоверность, своевременность и качество информации и позволяет существенно изменить процессы, протекающие в логистической системе и сблизить посредников: грузоотправителей, перевозчиков, агентов, экспедиторов, аэропортов, таможни, авиакомпаний и пр. Формализация исходных данных осуществляется на основе международного стандарта передачи сообщений EDIFACT.

Очевидно, что для оказания управляющего воздействия на логистическую систему, логистический центр должен обладать современной информационной системой, позволяющей в оперативном режиме решать все возложенные на него задачи. Система информационной поддержки логистического центра должна являться динамической системой обработки информации и ведения актуальных баз данных о планировании и выполнении логистических цепочек в оперативном режиме. Основными подсистемами являются подсистемы: маркетинговой деятельности, договорной деятельности и финансовой деятельности. В организационной структуре информационной системы, в качестве основних, как правило, присутствуют  следующие модули:  модуль продажи и бронирования грузов; модуль справочно-статистической информации (о расписании, наличии оптимальных стыковок, тарифах, требования таможенных и других полномочных государственных органов и т.п).; модуль мониторинга за продвижением грузовой единицы, позволяющий передавать данные об  авиагрузах, а также о пути их следования из аэропорта отправления в аэропорт прибытия и регистрировать дополнительные операции, производимые над грузом.  Особое внимание в таких системах, как правило, уделяется ведению общей базе контрагентов и контактов (система CRM).

Средой, которая позволила создать единый информационный банк данных и объединить процедуры в большие бизнес ориентированные сервис-процессы стал Интернет. Развитие интернет-технологий дало толчок к процессу интеграции информационных полей участников перевозки. Интернет сделал возможным мгновенный доступ к информации, независимо от удаленности источника,  обеспечил возможность учета индивидуальных потребностей каждого клиента на основе его персонализированного профиля. Стартовав с поисковых механизмов, он  вывел на комплексные решения в виде порталов, которые постепенно приобретают роль основных инструментов для глубокой обработки, упорядочения и структуризации огромных массивов слабоструктурированной информации в сети Интернет и других сетях [18]. Следующим этапом стало дополнение информационных порталов электронными платежными системи, работающими через открытую сеть   и появление полноценных платформ е-коммерции. Авиакомпании, экспедиторы и пр., освоившие электронный бизнес, получили возможность легче выходить на новые рынки сбыта, проще расширять клиентскую базу.

Наиболее популярными в настоящий момент  являются следующие три интернет-платформы:

1. GF-X - Global Freight Exchange.  Система GF-X gредлагает сложную, он-лайн  систему с помощью которой авиакомпании и грузовые посредники могут осуществлять электронное бронирование.  Покрывает 315 аэропортов и порядка 700 тыс направлений бронировок.  На 2006г. пользователями этой системы было порядка  70 авиакомпаний и грузовых форвардеров (American Airlines, Air France, British Airways, Delta Air Lines, DHL, Kuhne + Nagel, Lufthansa, Panalpina и др). Кроме услуг, основанных на интернет, GF-X также  предлагает систему  ИТ-решений, позволяющий экспедиторам осуществлять  бронировки напрямую из своих систем.   

В настоящим момент интернет платформа GF-X выкуплена логистическим провайдером Descartes Systems Group. Объединение функциональных возможностей интернет-платформы GF-X и  Descartes Systems  дало результат в виде мощного сервиса по управлению перевозкой грузов. Пользователи могут теперь управлять полным жизненным циклом груза в электронном виде, включая бронировки, авианакладные, домашние накладные, сообщения о статусе и заполнения  таможенных форм. Descartes также обладает модулем по выставлению счетов и ведению баз тарифов по маршрутам перевозок.

2. Вторым игроком является  Cargo Portal Services, веб-сайт группы Unisys. Это самый большой игрок в сегменте веб платформ. Он популярен главным образом в Северной Америке и Азии. Отличительная черта - экспедиторы могут осуществлять бронировки бесплатно.  Более 5500 дочерних офисов принадлежащих более чем 2500 экспедиторским компаниям расположены в 9 странах и связаны через Cargo Portal Services.

Cargo Portal Services  (CPS) предоставляет безопасный, бесплатный доступ в режиме реального времени к информации; прозрачность бронировок, статуса груза и пр., средства для введения ифнормации для таможни США и Канады, средства и услуги, позволяющие интегрировать CPS с собственными системами по бронированию, образцы для записи регулярных бронировок. На сегодняшний день  CPS объединяет порядка 7500 филиалов 2500 компаний-форвардеров в 107 странах.  

3. И, наконец, третий игрок - EZYcargo, интернет платформа  бронировки авиагрузов, основанная авиакомпаниями Cathay Pacific Airlines, Japan Airlines Cargo, Qantas Freight и Singapore Airlines Cargo  в 2003 г. В настоящий момент полностью поддерживается компанией Global Logistics System (HK) Co Ltd (GLSHK). EZYcargo  является частью инициативы Ezyfreight, включающей  в себя  коммуникационные платформы Ezypost, Ezycustoms,  Easy Data Management Platform.  Второе название GLSHK   - Traxon Hong Kong  (является частью  Traxon  Asia (Япония, Корея, Гонконг) и сестринской корпорацией Traxon Europe).

Как и другие порталы, Traxon предлагает не только обмен информацией между грузовыми форвардерами и авиакомпаниями, но также программы для оптимизации авиагрузовых процессов авиакомпаниями. Среди пользователей решений Traxon многие известные авиакомпании и глобальные сетевые экспедиторы.

Итак, все три портала  предоставляют следующий сервис:

oРасписание рейсов,

oНаличие свободных емкостей,

oЭлектронное бронирование,

oЭлектронная передача авиа накладной, манифеста,

oЭлектронная передача данных в таможенные органы,

oОтслеживание статуса груза,

oУправление системами качества,

oФинансовый учёт (выставление счетов и пр).

Отслеживание перемещения груза в режиме реального времени достигается с помощью использования  средств идентификации каждой единицы груза (штрих-код, высокочастотное устройство идентификации RFID) и глобальных средств навигации. Орбитальный уровень слежения  представляют четыре спутниковых системы: ГЛОНАСС (Россия), "Galileo" (Европа), GPS (США),  и "COMPASS" - China's Satellite Navigation (Китай).

Развитие глобальных навигационных спутниковых систем способствует продолжению сотрудничества в космосе. При этом акцент все больше смещается от простых систем определения местоположения на комплексные услуги, объединяющие возможности навигационных, информационных и коммуникационных технологий, причем рынок оборудования и услуг спутниковой навигации опережает по темпам роста большинство традиционных отраслей экономики [19]

С развитием интернет-порталов неразрывно связан переход на электронный документооборот. Согласно данным ИАТА каждую грузовую отправку  сопровождает до 38 документов, на оформление и обработку которых уходит в среднем 30 долл. Например, в 2005г., по данным ИАТА,   было выпущено порядка 35 миллионов бумажных авианакладных [4].

Несмотря на то, что возможность использования электронных авиагрузовых накладных вместо бумажных была узаконена еще в 1988 г. (Монреальский протокол № 4) и на переход к электронному бронированию перевозок через интернет-порталы,  сегодня электронные документы используются только в 15% всех отправок.

Поэтому в декабре 2004г. в дополнение к программе упрощения бизнеса Simplifying the Business, направленной на пассажирские перевозки, IATA выдвинула инициативу e-freight, которая предсматривает отказ от бумажного документооборота (это касается не только накладных, но и сопутствующих документов, таких как сертификаты происхождения и пр) в грузовых авиаперевозках до конца 2010г. Согласно оценкам ИАТА, введение инициативы e-freight  позволит уменьшить расходы в отрасли примерно на 1.2 миллиарда в год. Процесс перехода на e-freight должен быть выполнен до конца 2010г. Для полной реализации нужно задействовать 270 авиаперевозчиков, 200 национальных таможенных служб, более 10000 компаний-экспедиторов и не менее 20 крупных промышленных организаций. [3,20] А после 2010 г. планируется распространить систему e-freight на мультимодальные перевозки.

Главное преимущество создания единой информационной среды связано с созданием единого электронного депозитария данных, в который все участники подают свою информацию в стандартной форме, и эти данные при необходимости могут запрашиваться, допустим, таможенными или регулирующими органами.

Примером удачной работы  автоматизированной коммерческой среды является проект Automated Commercial Environment (ACE) работающий между США и Канадой. Цель ACE - использование общей технологической среды для повышения уровня национальная безопасности на границе и внедрение законной торговли посредством автоматизации и консолидации приграничной обработки грузов и информации от служб безопасности. Этот проект разработан на основе информационного портала   (ACE Secure Data Portal), консолидирующего  информацию от/для  служб приграничных патрулей, торгового сообщества и правительственных агенств  через единый он-лайн портал.

Инициатива ИАТА e-freight была поддержана  CHAMP Cargosystems, (SITA+Cargolux),  единственной в мире IT-компанией, полностью сосредоточенной на предоставлении IT-технологий для обеспечения воздушных грузоперевозок.

Создание глобальной коммуникационной среды грузоперевозок позволит:

  • Уменьшить издержки на документооборот и его обработку;
  • Увеличить уровень конкурентоспособности авиатранспорта по  сравнению с другими видами транспорта;
  • Повысить уровень прозрачности обмена информацией;
  • Уменьшить транзитное  время движения груза к пункту назначения за счет ускорения времени обработки и оформления  грузов;
  • Повысить качество информации (снижения ошибок  из-за ручной обработки  данных).

Первый и самый важный вопрос - необходимость конвертации локальных сетей и программ звеньев логистической системы согласно требованиям платформы e-freight. Очевидно, что каждый участник логистической системы будет вынужден пересматривать свои информационные системы в случае их несовместимости с новой электронной платформой. Среди других сложностей - различия законодательных и таможенных требований касающихся авиационных грузовых перевозок в разных регионах; отсутствие единых технических стандартов; обеспечение конфиденциальности и защиты информации, необходимость законодательного подтверждения возможностей электронной подписи на документах и, собственно, стоимость внедрения проекта, которая по оценкам экспертов, может обойтись авиакомпаниям примерно в сумму от 422 миллионов до 2,2 миллиардов долларов [3] 

Технологически,  стратегия ИАТА находится в неразрывной связи с

системой Cargo  2000, которая стала разработчиком международной, внутренней и трансграничной системы управления экспорта и экспедирования грузов. Цель Cargo 2000 состоит в снижении транзитного времения перевозки мультимодальных грузов, путем автоматизации процессов обработки документации грузов и внедрении новой системы управления в мировой индустрии авиагрузовых перевозок.   Как уже реально работающая инициатива, Cargo 2000 перестроила схему авиатранспортировки груза, позволив уменьшить индивидуальные процессы в цепочке доставки с 40 до 19 [3], снизить операционные расходы и улучшить уровень обслуживания потребителей.

Основные направления оптимизации при использовании  проекта Cargo 2000:

  1. Рост прибыли за счет повышения уровня "удержания" клиента,  обеспечения роста количества грузовой клиентуры, расширения сегмента нового бизнеса, основанного на принципе  "предпочтительности поставщика услуг", качественности сервиса и достоверности информации;
  2. Снижение операционных расходов за счет уменьшения времени, потраченного на ручное отслеживание детятельности и управление проблемами, повышения уровня качества складских операций и операций по доставке  благодаря стандартизации процессов и уменьшению количества ошибок и  снижения количества претензий.

ИАТА и Cargo 2000 разделяют одноименные цели, включая всеобщую отраслевую стандартизацию, и поэтому их сотрудничество широко приветствуется. Cargo 2000 объединяет  50 основых авиакомпаний, грузовых форвардеров, наземных агентов поо обслуживанию, перевозочных компаний и IT- провайдеров   более чем 350 городов. И это число продолжает расти [4]

Хотя реальная польза от внедрения электронного документооборота во многом зависит от изменения законодательства, авиаотрасль уже сейчас будет с выгодой использовать быстрые и надежные системы обмена электронными данными.

Вывод. На первом этапе наилучшим вариантом комплексного решения проблемы координации движения информационных потоков, связанных с процессом перевозки авиагруза является разработка специального программного обеспечения и формирование на его основе специализированного информационно - логистического центра (ИЛЦ), который будет осуществлять обработку информации и решать логистические задачи в интересах всех участников транспортных процессов. Затем - создание такой информационной системы, с помощью которой  можно будет контролировать и отслеживать процесс перевозки от момента заключения внешнеэкономической сделки отправителем до вручения грузов получателю с предоставлением государственным органам полной информации по всем аспектам осуществления конкретной перевозки по конкретному маршруту с конкретными субъектами. И, наконец, подключение этой системы к глобальному информационному пространству,  и переход на полностью электронный документооборот.

Переход в единое грузовое коммуникционное пространство  согласно концепции ИАТА e-freight  позволит обеспечить равный доступ  к информации и  повысить уровень скоординированности действий участников перевозки. Как следствие  - повышение качества перевозки,  уменьшение времени  принятия технологичных решений и понижение уровня затрат.

Переход на новый глобальный информационный уровень и подключение к глобальной электронной системе связано с  большим числом рисков и является непростой задачей. 

Во-первых, это  затрагивает множество участников -  не только авиакомпании, грузоотправителей, логистических посредников, но и государственные органы, в первую очередь таможенные службы. Основная проблема заключается в необходимости разработки и внедрения стандартов передачи информации, стандартов в области регулирования движения финансовых потоков финансовых потоков, программного обеспечения и информационных систем, и создании комплексных систем, которые позволят отслеживать груз и сопровождающие его документальные и финансовые потоки и  оптимизировать взаимодействие между авиакомпаниями, экспедиторами, агентами, государственными и таможенными органами  в процессе передвижения товара.

Одним из важных аспектов инициативы ИАТА e-freight по внедрению безбумажного документооборота стало сотрудничество со Всемирной таможенной организацией, для упрощения и унификации отчетности. Так, параллельно с этим процессом, партнер ИАТА e-freight  CHAMP Cargosystems, с целью устранить усложнённость переформатирования данных, разработал и представил на рынок продукт Global Customs Gateway - универсальный инструмент автоматизированного ведения отчетности для таможенных органов  [16]

Во-вторых - необходимость признания национальными правительствами цифровых версих имеющихся документов. Несколько стран, в том числе США, Канада и Индия, уже требуют предоставления информации о ввозимом грузе в электронном виде, но в настоящее время требования каждой страны к отчетам незначительно варьируются.

В третьих - совершенно очевидно, что переход на глобальную электронную систему потребует дополнительных усилий и вложения средств. Поэтому  необходимо, прежде всего, обратить внимание на риски и оценить соотношение   необходимых вложений и ожидаемых выгод. Понятно, что есть большие резервы для совершенствования. Для ориентира: годовой оборот мировой индустрии грузового воздушного транспорта, по данным IATA, достигает 40 млн долл. Однако глобальная цель проекта заключается в сокращении расходов, поэтому надо удостовериться, что это решение сразу станет экономически выгодным.

Основными рисками, связанными с переходом на глобальную коммуникационную среду является  привязанность к Интернет-соединению.  Обеспечить стопроцентное время доступа к сервису практически невозможно. Отчасти это связано с частыми сбоями в электропитании и отчасти - с атаками вирусов и хакеров. Эта проблема решается за счет подключения к оптоволоконным каналам связи и использования сертифицированных средств защиты информации.

Резюмируя все вышесказанное, внедрение единого коммуникационного пространства на основе инициативы ИАТА e-freight, совместно с уже используемыми информационными технологиями,   позволит сократить уровень  ошибок при ручных заполнениях документов, повысить качество информации и структурированность данных, ускорить передачу сообщений, сократить количество дублирований, избегать ошибок и избыточных данных. Даже без учёта долгосрочной перспективы получения выгод от внедрения автоматизированной системы таможенной отчётности, это позволит повысить эффективность бизнес-процессов перевозчикам и экспедиторам. 

При этих очевидных преимуществах, нужно помнить, что внедрение платформы e-freight требует четкой разработки всех деталей, учета интересов всех участников авиационного бизнеса грузовых перевозок и  также учета опыта прошлых лет и убытки, понесенные авиакомпаниями в прошлые годы.

И, наконец, нельзя забывать, что информационные технологии - это только инструмент. А инструмент без людей не работает и сама по себе информационная система экономического эффекта не дает [15].


Список литературы:

  1. Левиков Г.А.  Управление транспортно-логистическим  бизнесом. Учеб.пособие -  М.: РосКонсульт,  2006.
  2. Синицкий А. Исчезающие бумажные накладные. Члены ИАТА планируют перевести все грузоперевозки на электронный документооборот // АТО. -  июнь 2006. -  №70     
  3. Working in partnership to free air cargo from paper// Материалы интернет-страницы: http://www.iata.org
  4. Paper Aeroplanes // Материалы интернет-страницы airport-technology.com
  5. Traxon. Dispelling ITR Headaches. // International Transport Journal. - 10 Nov. 2006, - № 45 - 46, p. 31.
  6. Internet platforms. Waiting for the paper-free era. //  International Transport Journal. -  1 Sept.,2006, - № 35-36, p. 21-23.
  7. Косарев А.И., Пустовая А.И. Тенденции взаимодействия и адаптации предприятий воздушного транспорта в информационной экономике.
  8. Васильев С.Н. Информационная и транспортная отрасли России. Международные транспортные коридоры и экономика знаний.//  Вестник Евроазиатского Транспортного Союза. - 2005.- № 1(14)
  9. Материалы Интернет-сайта: http://www.jasmi.ru/automation/where.html
  10. Материалы Интернет-сайта : http://www.rf-id.ru/using_rfid/81.html
  11. Колесниченко Ю.М. Корпоративная философия в реальном и виртуальном мире Гражданской авиации. IT-технологии. Начало// Газета "Транспорт России".-  11-17 июня 2007. -  №  24 (468).
  12. Колесниченко Ю.М. Корпоративная философия в реальном и виртуальном мире Гражданской авиации. IT-технологии. Продолжение// Газета "Транспорт России". - 18-24 июня 2007г., - № 25 (469).
  13. Колесниченко Ю.М. Корпоративная философия в реальном и виртуальном мире Гражданской авиации. IT-технологии. Окончание// Газета "Транспорт России". - 25 июня -1 июля 2007г. -  № 26 (470).
  14. IT-решения в авиационном бизнесе: итоги конференции // Материалы интернет-страницы:  http://rnd.cnews.ru/reviews/index_science.shtml?2007/09/24/267413
  15. Евтюшкин А. Информационная система // Журнал   , №7,  июль 2006г.
  16. CHAMP CargoSystems становится партнером IATA по электронному документообороту для грузоперевозчиков. //Материалы Інтернет -сайта http://www.sita.aero .
  17. Камытбаева З. Backoffice грузоперевозок// Intelligent enterprise. Корпоративные системы. - 20 Февр. 2006г., - №2(135)
  18. Арлазаров В.Л., Емельянов Н.Е. Прикладные аспекты построения систем на основе документооборота // Материалы Интернет-сайта  ftp://ftp.dol.ru/
  19. Эра спутниковой навигации : прорыв// Авиапанорама. - 2007. - №2.
  20. Behan Paul: Simplifying the business. Presentation to ACI-NA. -  ИАТА - May 2005.


При перепечатке статьи гиперссылка на bizeducation.ru обязательна.

Предложение авторам статей и книг

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100