В ЛЦ каждая организация покупает МР у предыдущих поставщиков, добавляет к ним
ценность и продает их следующим потребителям. Таким образом, МР все дальше перемещаются
по цепи поставок, и каждая закупка становится свого рода толчком для
продолжения этого перемещения. Таким образом, снабжение предприятий различными
видами МР является механизмом, который фактически запускает МП в движение по
цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП в процессе
снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими, товарами. Она
занимается организацией всех видов деятельности, связанных с получением МР и
услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное хранения МР и др.
Снабжение – это важная функция логистики по двум основным причинам:
1) от цены и качества МР, своевременности их поставок зависит эффективность
производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая себестоимость),
качество ГП и, в конечном итоге, качество обслуживания потребителей;
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия
(в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут
принести существенные выгоды.
Таким образом, эффективная организация снабжения является основой для повышения
эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия. Цель закупочной
логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально
возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности
составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества
по минимальным ценам. К основным задачам закупочной логистики относят:
·
Информационные: определение потребности в МР; исследование
рынков закупок; задача "сделать или купить"; задача выбора поставщика;
·
Задачи реализации;
· Задачи интеграции и координации закупок
с производством, сбытом, складированием, транспортированием, а также с
поставщиками:
1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими
МР, развитие взаимоотношений, понимание их запросов;
2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены,
требований по качеству, упаковке, таре и других параметров поставок с
заинтересованными сторонами (конструкторами, технологами, производственниками,
специалистами по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3) согласование деятельности подразделений предприятия,
участвующих в продвижении МП от поставщика к месту его непосредственного
использования на предприятии;
4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков
для организации долгосрочного сотрудничества, соблюдение правил работы
с поставщиками и т.п.
Информационные задачи закупочной логистики: задача «сделать
или купить», задача «выбора поставщика»
Задача "сделать или купить"
Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно
производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной
является задача принятия
решения (ПР) о том, закупать ли те или иные
материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по
проблеме "сделать или купить" (MOB –
Make-or-Buy
Problem) базируется на учете внешних и внутренних
факторов.
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений
в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше
надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР
относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости
предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение
устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления
качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних
закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость
комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на
основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции
за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В табл. 5.1 представлены
условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о
внешних закупках или собственном производстве.
Таблица 5.1
Условия (выгодность) внешних закупок
или собственного производства
Факторы
|
Выгодность
|
внешних закупок
|
собственного производства
|
Потребность
|
невелика
|
стабильна и достаточно велика
|
Необходимые мощности
|
отсутствуют
|
присутствуют
|
Необходимые кадры
|
отсутствуют
|
присутствуют
|
Поставщики исходных МР для производства комплектующих
|
доступны (ассортимент, качество, цены и др.)
|
недоступны
|
Транспортные тарифы
|
невысокие
|
высокие
|
Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия
такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное
производство. В целом затраты на закупку определяются ценой
поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку;
страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.);
оплату персонала, связанного с закупками и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат
на производство (стоимость сырья,
энергии, рабочей силы, хранения, амортизации,
накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого
производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача выбора поставщика
Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок,
поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет
поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить,
что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы.
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не
может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные
этапы решения этой задачи.
1. Поиск потенциальных поставщиков.
1) объявление конкурса;
2) изучение рекламных материалов;
3) посещение выставок и ярмарок;
4) переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
1) цена;
2) качество продукции;
3) надежность поставок (соблюдение договоров
по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству
продукции);
4) удаленность поставщика от потребителя;
5) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
6) наличие резервных мощностей;
7) организация управления качеством у поставщика;
8) психологический климат у поставщика;
9) способность обеспечить поставку запасных частей
в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
10) финансовое положение поставщика.
3. Оценка потенциальных или существующих поставщиками
на основе:
1) критериев выбора поставщика;
2) анализа значимости товара (для которого закупаются
МР) для производственного или торгового процесса;
3) значимости (важности) каждого критерия;
4) оценок поставщиков по каждому критерию.
Задачи реализации закупок
К задачам реализации закупок относят:
·
организацию и осуществление закупок: согласование цены и заключение
договора на поставку; выбор метода закупок; определение
требуемых складских площадей; подача заказов; документальное оформление
поставок; организация платежей; организация доставки к месту хранения; экспедирование;
составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками;
организация приемки и размещения товаров на складе и т.д.;
·
контроль поставок: соблюдение обоснованных сроков закупки, соблюдение
требований по объему поставок и качеству МР, пункту назначения и др.;
·
подготовку бюджета закупок.