Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Производственная логистика

 

Некоторые аспекты управления товарно-материальными запасами

Добронравин Евгений Руфинович, к.э.н., преподаватель Логистики каф. "Управления и предпринимательства" Ярославского государственного университета, директор фирмы "SIMPLE-soft"
Источник: SIMPLE-soft

Особенности управления инвестициями в товарно–материальные ценности.

Товарно-материальные запасы составляют значительную часть активов фирмы. Кроме того, доход от инвестирования в товарно-материальные ценности должен быть выше, чем доход от инвестирования в более ликвидные активы (денежные средства, ценные бумаги). Из этого исходят при вложении денежных средств в товарно – материальные запасы.

До недавнего времени считалось, что чем больше у предприятия запасов, тем лучше. Это справедливо, когда у предприятия существуют проблемы с материально – техническим снабжением, в условиях, когда необходимо создавать значительные страховые запасы. Однако, в современных условиях гораздо меньше стоит проблема дефицита, предприятия могут осуществлять самые разнообразные инвестиции. Поэтому, прежде чем инвестировать денежные средства в товарно – материальные запасы, необходимо понимать, что при этим предприятие отказывается от альтернативных вариантов инвестиций.

Контроль за эффективным использованием средств в товарно- материальных запасах является необходимым условием успешной работы фирмы. Для быстрорастущих компаний это особенно важно, так как вложения в активы такого вида могут быстро выйти из под контроля.

Анализ эффективности инвестиций использования товарно–материальных ценностей.

При анализе эффективности использования товарно–материальных ценностей часто используют коэффициент оборачиваемости запасов.
Каждый раз, как мы продаем продукта на сумму равную первоначальным инвестициям, мы оборачиваем наши запасы. Коэффициент оборачиваемости измеряет количество раз оборота товарно - материальных ценностей за период и вместе с коэффициентом прибыльности служит показателем эффективности инвестиций в целом по товарно – материальным ценностям и по их видам.

Предположим, мы покупаем продукта А на сумму 1000 рублей. Объем продаж данного продукта за период равен 1200 рублей. Таким образом, прибыль за период равна 200 рублей от инвестиций в 1000 рублей. Если мы покупаем продукта А на 500 рублей, а к моменту его исчерпания еще на 500 рублей с суммы выручки, полученной от продажи первой партии, то к концу года мы получаем прибыль в те же 200 рублей, но с инвестиций в 500 рублей. Какой выбор предпочтительнее? Второй. Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости для продукта А при различных вариантах инвестирования.

Пример коэффициентов оборачиваемости.

Годовая стоимость проданных товаровИнвестиции в запасыКоэффициент оборачиваемости
100010001
10005002
10002504

Существует и другой способ оценки инвестиций в те или иные виды товарно – материальных ценностей – коэффициент прибыльности товара. Вместе с коэффициентом оборачиваемости он служит оценкой эффективности запасов предприятия. 

Пример:

Продукт А = Валовая прибыль/Объем реализации по себестоимости = 200руб/1000руб=20%

Продукт Б = Валовая прибыль/Объем реализации по себестоимости = 600руб/3000руб = 20%

На первый взгляд оба продукта одинаково прибыльные. Но средние инвестиции в продукт А составляют 200 рублей, а в продукт Б – 1500 рублей. Для первого продукта мы получаем прибыль в 200 рублей с инвестиций в 200 рублей, для второго – 600 рублей с инвестиций в 1500 рублей. Обобщающим показателем является показатель рентабельности запасов, который представляет собой произведение коэффициента прибыльности и коэффициента оборачиваемости.

Для продукта А он составит:

200руб/1000руб * 1000руб./200руб. = 100% за период

Для продукта Б он составит:

600руб/3000руб * 3000руб./1500руб. = 40% за период

Таким образом, инвестиции в продукт А более эффективны.

Рассмотренные показатели используются при установлении объема инвестиций и планировании ассортимента.

Планирование (нормирование) запасов.

Несмотря на это, в традиционном анализе эффективности упускаются из вида внутренние взаимосвязи, которые существуют между показателями: между оборачиваемостью и прибылью через растущие транспортные расходы, между инвестициями в запасы и недополученной прибылью в результате дефицита и т.д.

Доказательство от противного: если не существует внутренних взаимосвязей прибыли и инвестиций в запасы, то с целью максимизации рентабельности выгодно сокращать хранимые запасы до 0. Но это нонсенс, т.к. хранимые запасы являются условием для реализации. 

Таким образом, становится понятным, что рентабельность должна быть и является максимальной тогда, когда хранимый запас оптимален, как, впрочем, и показатель оборачиваемости. Оптимизация обеспечивается путем нормирования запасов по всему ассортименту. И возвращаясь к предыдущему примеру с товарами А и Б, системный анализ может показать, что предприятие хранит много сверхнормативных запасов по товару Б, и товар Б является более выгодным для предприятия, чем товар А при условии оптимальной работы.

Политика фирмы в отношении неликвидов.

Практически не продаваемые запасы. Товары либо не продаются, либо производятся периодические трансферы.
Медленно оборачивающиеся запасы. Инвестиции в эти запасы имеют некоторое движение, но менее 1,5 раз в год.
Прочие. Инвестиции в эти запасы оборачиваются более 1,5 раз в год. 
Эти цифры условны, и для каждой отрасли специфичны.
Для того, чтобы обеспечить необходимое количество оборотов средств, инвестированных в запасы, необходимо сокращать инвестиции в медленно оборачивающиеся виды запасов и лучше всего начинать этот процесс с практически не продаваемых и медленно оборачивающихся запасов и возможно даже перестать их закупать.
Высокий уровень производственно – материальных запасов требует, соответственно, значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов.

Существуют некоторые исключения в отношение политики управления практически не продаваемыми запасами и медленно – оборачивающимися запасами.

Практически не продаваемые запасы могут поддерживаться в следующих случаях:

Если они являются комплектующими изделиями, необходимыми для потребителя.
Они новые виды товаров, которые покупатель обязательно будет покупать в будущем.
Медленно оборачивающиеся запасы могут поддерживаться в случаях:
Предполагается продолжение или рост спроса на данный вид товара.
Покупатели ожидают, что этот вид товара всегда будет представлен и доступен для непосредственной покупки и не существует другого источника для удовлетворения потребностей покупателей без хранения этого товара в запасе.

Все эти принципы необходимо использовать при анализе и планировании инвестиций в товарно – материальные ценности.


Предложение авторам статей и книг

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100