БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА
> Логистика
> Производственная
логистика
Феномен снижения затрат на взаимодействие в интегрированных логистических цепочках
Некрасов А.Г., кандидат экономических наук, консультант ООО "ИнтегПрог-Сервис"
Источник: "ИнтегПрог-Сервис"
Обоснование нового механизма функционирования логистических систем на базе эффективной интегрированной логистической технологии. Этот механизм содержит управление:
- интегрированными логистическими цепочками;
- структурно-функциональными факторами;
- стандартами качества процессов;
- синергетическим эффектом снижения затрат.
Развитие интегрированной логистики приводит к снижению затрат в системе.
Экономика современной России все больше поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Для новой экономики характерен эффект интеграции, вызванный существенным снижением затрат на взаимодействие
Одно из направлений по реформированию, прежде всего, промышленных предприятий лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «поставка – производство – складирование – транспортировка – сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:
- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;
- реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей;
- технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.
Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных и финансовых потоков, сокращению числа агентов в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования вследствие кардинального уменьшения материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Поэтому достижение стратегических целей бизнеса становится возможным при дальнейшей интеграции логистических систем в
Логистические распределенные сети. Сетевой принцип становится одним из эффективных средств поведения предприятий в рыночной среде. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что в современных условиях успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников логистической системы.
Интегрированный подход позволяет наиболее эффективно реализовывать цели бизнеса и функционирование всех его структурных элементов, представленных как центры ответственности. На максимизацию прибыли в центрах ответственности будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, доля рынка и низкие издержки, структура отрасли, эффективность инвестиций и эффект масштаба. Интегральная ответственность за уровень издержек связана не только с внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность, своевременность поставок и выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков.
Конкурентные преимущества обеспечиваются логистической интеграцией структурных и функциональных факторов затрат
Эффективность функционирования ЛС (сетей) предполагает их рассмотрение как организационно-управляющих систем, направленной на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания потребителей.
Логистические процессы отражаются через следующие основные категории затрат:
- затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением, поставкой товарно-материальных ценностей;
- затраты на формирование и хранение запасов;
- транспортно-экспедиторские затраты, включая издержки на перевозку продукции от изготовителя до потребителя;
- издержки хранения
и некоторые другие.
Их можно свести к двум группам: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. До недавнего времени основным фактором стратегического успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Это и обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества.
Концепция ресурсной ориентации,
которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых государствах, неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения ресурсов и управления ими.
К особенностям ресурсной ориентации относятся:
- формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
- сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе;
- возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги фирмы.
В качестве централизованного потенциала, важнейшей интегрированной логистической сети может стать (по мнению автора) механизм стратегического управления затратами. Его успешное внедрение может принести ощутимую выгоду всем ее участникам и стать важнейшим направлением реформирования предприятий в новых экономических условиях.
Логистические методы регулирования затрат должны быть нацелены на изменение структуры и динамики издержек ЛС в сторону их существенного снижения. Распределяемый среди участников эффект оказывается выше прибыли фирм, действующих изолированно. Именно межотраслевой характер координационных хозяйственных связей в цепочке изначально снижает их потребности в основном и оборотном капитале, необходимом для доведения материальных потоков (МП) в форме продукции до потребителей. Комплексный подход и развитие методических основ калькуляции издержек привели к внедрению учета расходов по функциональному принципу с ориентацией на конечный результат.
Вместе с тем, современные методы управления издержками все время развиваются. Утверждается новая ориентация, процедуры и механизмы регулирования затрат. Применяемые методы классифицируются следующим образом:
- метод запланированных затрат;
- метод определения затрат по процессам;
- метод определения затрат на базе жизненного цикла продукции;
- метод, основанный на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов;
- метод стратегического управления затратами.
Таблица, составленная автором на основе опубликованных данных опроса 55 крупных швейцарских компаний, свидетельствуют об уровне знакомства руководителей с новыми методами управления издержками и перспективах их применения (см. табл. 1). Следует особо выделить 2 и 5 методы, получивших наиболее высокие оценки с точки зрения использования и намерений по внедрению (соответственно 55 % и 49%). Полученные результаты подтверждают наши предварительные выводы об актуальности проблемы стратегического управления затратами в ЛС, что и образует важнейшую ключевую компетенцию.
Таблица 1
Сравнительные оценки (характеристики) современных методов управления издержками
№ п/п |
Методы |
Знакомы (%) |
Используют (%) |
Намерены внедрить (%) |
гр. 4 + гр. 5 (%) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | запланированных затрат | 53 | 27 | 7 | 34 |
2 | определение затрат по процессам | 67 | 33 | 22 | 55* |
3 | управление затратами на базе жизненного цикла продукции | 36 | 7 | 5 | 12 |
4 | лучших показателей | 53 | 35 | 7 | 42 |
5 | стратегическое управление затратами | 58 | 33 | 16 | 49* |
|
* - оценки имеют максимальное значение в таблице.
Выделим характерные черты указанных нами методов:
(2) Определение затрат по процессам. Метод требует дополнительного анализа содержания и структуризация процессов. Представляет собой инструмент логистики для более точной и системной калькуляции совокупных затрат.
(5) Стратегическое управление затратами. Метод заключается в переориентации информационных потоков, их направленности в сферу долгосрочной перспективы, одновременном учете внутренних и внешних логистических факторов, использование дополнительных данных, в т.ч. нефинансового характера.
Таким образом, сочетание и развитие методов управления издержками № 2 и № 5 может составить ту перспективную платформу, которая образует «ядро» ключевых компетенций для снижения затрат на взаимодействие в интегрированной логистической сети.
Стратегическое управление затратами.
Анализ фактора качества и синергетического эффекта логистической системы
Изучение информации о затратах в ЛС не получило до сих пор необходимого внимания как в исследованиях, так и практической деятельности. Тем более, что стратегический аспект этой проблемы применительно к логистике практически не изучен.
При рассмотрении концепции стратегического управления затратами (SCM – Strategic Cost Management) выделяют три базовых элемента:
- цепочки ценностей;
- стратегическое позиционирование;
- затратообразующие факторы.
Современный управленческий учет сосредотачивает внимание лишь на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, продукции. Ключевым моментом в существующем механизме является доведение до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем, построенных по принципу «точно в срок». Со стратегической точки зрения цепочки ценностей и соответствующий учет затрат позволяет выделить
пять областей эффективности взаимодействия:
- связь с поставщиками;
- связь с потребителями;
- технологические связи внутри одного подразделения;
- связи между подразделениями внутри предприятия;
- связи между предприятиями в логистической сети.
Второй ключевой компетенцией ЛС (базовым элементом) является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы.
Затратообразующие факторы (третий элемент SCM) подразделяются на стратегические структурные и функциональные факторы.
Стратегические структурные факторы:
- масштаб: объемы инвестиций в различные функциональные области ЛС
- диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция
опыт
- технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат
- сложность: широта ассортимента продукции
Функциональные факторы:
- постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов
- комплексное управление качеством (TQM)
- оптимальная загрузка мощностей
- эффективная планировка предприятия
- конфигурация (эффективность) проекта или расчета
- использование связей с поставщиками или заказчиками с т.з. цепочки затрат
Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.
Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов – качеству.
Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только логистику предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.
В качестве примера рассмотрим Британский стандарт BS 6143: 1992 «Руководство по экономике качества». Все затраты подразделяются: на затраты, относящиеся к качеству, затраты на соответствие, затраты вследствие несоответствия, затраты на процесс. Особое место в системе качества отводится управлению процессом, который является базовым элементом, основой улучшения качества и производительности на предприятии или в сети. Базовая модель процесса содержит параметры, оценивающие эффективность (Рис. 1)
Рис. 1. Базовая модель процесса
Несоответствие качества ЛС выражается в финансовых терминах в форме:
- отказов, ведущих к снижению прибыли, независимо от того, чем они вызваны ( CONC);
- предупредительных мер по контролю качества и оценке затрат на стандарты
по качеству (COC).
Затраты, связанные с отказами системы, классифицируются следующим образом:
- предупредительные затраты;
- оценочные затраты;
- издержки, обусловленные внутренними отказами;
- издержки, обусловленные внешними отказами.
При использовании механизма упреждающего воздействия на систему во времени возникает системный (синергетический) эффект. При этом, центры ответственности являются естественными резервуарами запасов, с помощью которых могут гаситься колебания и достигаться экономия затрат во всей логистической цепочке.
Таким образом, применение современных интегрированных технологий, которыми располагают некоторые российские предприятия, позволяют обеспечить феномен снижения затрат в условиях тотальной ограниченности ресурсов. В условиях новых экономических реалий система хозяйственных связей «поставщик-производитель-потребитель» преобразуется в интегрированные логистические цепочки, которые образуют «горизонтальные корпорации» и альянсы. Они снижают расходы на взаимодействие участников цепочки между собой и с конечными потребителями.
Предложение
авторам статей и книг