Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Производственная логистика

 

Феномен снижения затрат на взаимодействие в интегрированных логистических цепочках

Некрасов А.Г., кандидат экономических наук, консультант ООО "ИнтегПрог-Сервис"
Источник: "ИнтегПрог-Сервис"

Обоснование нового механизма функционирования логистических систем на базе эффективной интегрированной логистической технологии. Этот механизм содержит управление: 

- интегрированными логистическими цепочками; 
- структурно-функциональными факторами; 
- стандартами качества процессов; 
- синергетическим эффектом снижения затрат. 

Развитие интегрированной логистики приводит к снижению затрат в системе.
Экономика современной России все больше поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Для новой экономики характерен эффект интеграции, вызванный существенным снижением затрат на взаимодействие 

Одно из направлений по реформированию, прежде всего, промышленных предприятий лежит в плоскости создания механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы (ЛС): «поставка – производство – складирование – транспортировка – сбыт». Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю. 

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются: 
- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий; 
- реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей; 
- технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат. 

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных и финансовых потоков, сокращению числа агентов в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования вследствие кардинального уменьшения материальных запасов в производстве и распределительных сетях. Поэтому достижение стратегических целей бизнеса становится возможным при дальнейшей интеграции логистических систем в Логистические распределенные сети. Сетевой принцип становится одним из эффективных средств поведения предприятий в рыночной среде. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что в современных условиях успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников логистической системы. 

Интегрированный подход позволяет наиболее эффективно реализовывать цели бизнеса и функционирование всех его структурных элементов, представленных как центры ответственности. На максимизацию прибыли в центрах ответственности будут влиять такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная цена, доля рынка и низкие издержки, структура отрасли, эффективность инвестиций и эффект масштаба. Интегральная ответственность за уровень издержек связана не только с внутрифирменными затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность, своевременность поставок и выбор между производством продукции и ее приобретением у поставщиков. 

Конкурентные преимущества обеспечиваются логистической интеграцией структурных и функциональных факторов затрат
Эффективность функционирования ЛС (сетей) предполагает их рассмотрение как организационно-управляющих систем, направленной на достижение оптимального баланса между затратами (ресурсами) и уровнем качества обслуживания потребителей. Логистические процессы отражаются через следующие основные категории затрат: 
- затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением, поставкой товарно-материальных ценностей; 
- затраты на формирование и хранение запасов; 
- транспортно-экспедиторские затраты, включая издержки на перевозку продукции от изготовителя до потребителя; 
- издержки хранения 
и некоторые другие. 

Их можно свести к двум группам: затраты на преобразование и затраты на взаимодействие. До недавнего времени основным фактором стратегического успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Это и обеспечивает предприятию наиболее серьезные конкурентные преимущества. 

Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых государствах, неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения ресурсов и управления ими.

К особенностям ресурсной ориентации относятся: 
- формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают; 
- сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической перспективе; 
- возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги фирмы. 

В качестве централизованного потенциала, важнейшей интегрированной логистической сети может стать (по мнению автора) механизм стратегического управления затратами. Его успешное внедрение может принести ощутимую выгоду всем ее участникам и стать важнейшим направлением реформирования предприятий в новых экономических условиях.

Логистические методы регулирования затрат должны быть нацелены на изменение структуры и динамики издержек ЛС в сторону их существенного снижения. Распределяемый среди участников эффект оказывается выше прибыли фирм, действующих изолированно. Именно межотраслевой характер координационных хозяйственных связей в цепочке изначально снижает их потребности в основном и оборотном капитале, необходимом для доведения материальных потоков (МП) в форме продукции до потребителей. Комплексный подход и развитие методических основ калькуляции издержек привели к внедрению учета расходов по функциональному принципу с ориентацией на конечный результат. 

Вместе с тем, современные методы управления издержками все время развиваются. Утверждается новая ориентация, процедуры и механизмы регулирования затрат. Применяемые методы классифицируются следующим образом: 

- метод запланированных затрат; 
- метод определения затрат по процессам; 
- метод определения затрат на базе жизненного цикла продукции; 
- метод, основанный на базе сравнения с лучшими показателями конкурентов; 
- метод стратегического управления затратами. 

Таблица, составленная автором на основе опубликованных данных опроса 55 крупных швейцарских компаний, свидетельствуют об уровне знакомства руководителей с новыми методами управления издержками и перспективах их применения (см. табл. 1). Следует особо выделить 2 и 5 методы, получивших наиболее высокие оценки с точки зрения использования и намерений по внедрению (соответственно 55 % и 49%). Полученные результаты подтверждают наши предварительные выводы об актуальности проблемы стратегического управления затратами в ЛС, что и образует важнейшую ключевую компетенцию.

Таблица 1
Сравнительные оценки (характеристики) современных методов управления издержками

п/п
Методы Знакомы
(%)
Используют
(%)
Намерены внедрить
(%)
гр. 4 + гр. 5
(%)
123456
1запланированных затрат5327734
2определение затрат
по процессам
67332255*
3управление затратами на базе
жизненного цикла продукции
367512
4лучших показателей5335742
5стратегическое управление
затратами
58331649*

* - оценки имеют максимальное значение в таблице.

Выделим характерные черты указанных нами методов: 

(2) Определение затрат по процессам. Метод требует дополнительного анализа содержания и структуризация процессов. Представляет собой инструмент логистики для более точной и системной калькуляции совокупных затрат. 
(5) Стратегическое управление затратами. Метод заключается в переориентации информационных потоков, их направленности в сферу долгосрочной перспективы, одновременном учете внутренних и внешних логистических факторов, использование дополнительных данных, в т.ч. нефинансового характера. 
Таким образом, сочетание и развитие методов управления издержками № 2 и № 5 может составить ту перспективную платформу, которая образует «ядро» ключевых компетенций для снижения затрат на взаимодействие в интегрированной логистической сети. 

Стратегическое управление затратами.
Анализ фактора качества и синергетического эффекта логистической системы
Изучение информации о затратах в ЛС не получило до сих пор необходимого внимания как в исследованиях, так и практической деятельности. Тем более, что стратегический аспект этой проблемы применительно к логистике практически не изучен. 

При рассмотрении концепции стратегического управления затратами (SCM – Strategic Cost Management) выделяют три базовых элемента: 

- цепочки ценностей; 
- стратегическое позиционирование; 
- затратообразующие факторы. 

Современный управленческий учет сосредотачивает внимание лишь на процессах, происходящих внутри предприятия: закупках, административных расходах, продукции. Ключевым моментом в существующем механизме является доведение до максимума разницы между закупками и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий цепочки ценностей, ориентирован на всех участников производственно-сбытовых систем, построенных по принципу «точно в срок». Со стратегической точки зрения цепочки ценностей и соответствующий учет затрат позволяет выделить пять областей эффективности взаимодействия: 

- связь с поставщиками; 
- связь с потребителями; 
- технологические связи внутри одного подразделения; 
- связи между подразделениями внутри предприятия; 
- связи между предприятиями в логистической сети. 

Второй ключевой компетенцией ЛС (базовым элементом) является стратегическое позиционирование. Роль анализа и направленности управления затратами будет зависеть от того, какой путь выбирает предприятие. Это может быть лидерство на затратах, либо дифференциация продукции. Как правило, эта проблема глубоко и всесторонне рассматривается в рамках стратегического менеджмента. Отметим лишь, что выбранная стратегия существенным образом окажет влияние на формирование системы учета логистических затрат и конфигурацию информационной системы. 


Затратообразующие факторы (третий элемент SCM) подразделяются на стратегические структурные и функциональные факторы. 

Стратегические структурные факторы: 
- масштаб: объемы инвестиций в различные функциональные области ЛС 
- диапазон: вертикальная и горизонтальная интеграция 
опыт 
- технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат
- сложность: широта ассортимента продукции

Функциональные факторы:
- постоянное усовершенствование процессов и трудовых ресурсов 
- комплексное управление качеством (TQM) 
- оптимальная загрузка мощностей 
- эффективная планировка предприятия 
- конфигурация (эффективность) проекта или расчета 
- использование связей с поставщиками или заказчиками с т.з. цепочки затрат 

Приведение в действие каждого из указанных факторов или их групп способно оказать самое существенное влияние на величину и динамику затрат.

Особая и приоритетная роль принадлежит одному из отмеченных функциональных факторов – качеству.

Качество, как важнейший элемент стратегического управления затратами, следует рассматривать как сквозную функцию, которая охватывает не только логистику предприятия, но и всю цепочку ценностей от поставщика до потребителя.

В качестве примера рассмотрим Британский стандарт BS 6143: 1992 «Руководство по экономике качества». Все затраты подразделяются: на затраты, относящиеся к качеству, затраты на соответствие, затраты вследствие несоответствия, затраты на процесс. Особое место в системе качества отводится управлению процессом, который является базовым элементом, основой улучшения качества и производительности на предприятии или в сети. Базовая модель процесса содержит параметры, оценивающие эффективность (Рис. 1)



Рис. 1. Базовая модель процесса

Несоответствие качества ЛС выражается в финансовых терминах в форме: 

- отказов, ведущих к снижению прибыли, независимо от того, чем они вызваны ( CONC); 
- предупредительных мер по контролю качества и оценке затрат на стандарты по качеству (COC). 

Затраты, связанные с отказами системы, классифицируются следующим образом: 
- предупредительные затраты; 
- оценочные затраты; 
- издержки, обусловленные внутренними отказами; 
- издержки, обусловленные внешними отказами. 

При использовании механизма упреждающего воздействия на систему во времени возникает системный (синергетический) эффект. При этом, центры ответственности являются естественными резервуарами запасов, с помощью которых могут гаситься колебания и достигаться экономия затрат во всей логистической цепочке. 

Таким образом, применение современных интегрированных технологий, которыми располагают некоторые российские предприятия, позволяют обеспечить феномен снижения затрат в условиях тотальной ограниченности ресурсов. В условиях новых экономических реалий система хозяйственных связей «поставщик-производитель-потребитель» преобразуется в интегрированные логистические цепочки, которые образуют «горизонтальные корпорации» и альянсы. Они снижают расходы на взаимодействие участников цепочки между собой и с конечными потребителями.


Предложение авторам статей и книг

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100