БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА
> Логистика
> Производственная
логистика
Логистическое обеспечение лизинговых проектов
Михаил Грачев, специалист по логистике, Управление Лизинговых Операций ОАО АКБ "Авангард"
Источник: logist.ru
В данной статье хотелось затронуть вопросы логистического обеспечения
лизинговых проектов в компании Авангард-Лизинг.
Как видно из названия организации - это лизинговая компания, которая в настоящий момент уверенно занимает лидирующие позиции на рынке осуществления лизинговых проектов. Более того, сейчас с уверенностью можно сказать, что наша компания одна из немногих, кто реально формирует рынок лизинговых услуг в России.
У многих вполне резонно может возникнуть вопрос о том, какая взаимосвязь между лизингом и логистикой, ведь при осуществлении лизинговых проектов движение материальных потоков происходит в одном направлении от поставщика к потребителю, однако даже тут при достаточно простой схеме товародвижения, приходится решать много вопросов, которые являются достаточно сложными для финансовых менеджеров, ведущих проект.
Это связано с тем, что специфика работы нашей компании заключается в работе с достаточно сложными проектами, требующими серьезной подготовки перед их осуществлением. В качестве примера можно привести такие проекты, как строительство НПЗ в Якутии, строительство рыбоперерабатывающего завода в Москве, стекольного завода в Сергиевом-Посаде.
Таким образом, около полутора лет назад, руководство приняло решение о введении в штат компании специалиста по логистике. Это был необходимый шаг, поскольку на тот в момент в компании в реализации находилось достаточно большое количество проектов, как крупных, так и не очень.
В процессе осуществления проектов приходится решать следующие вопросы:
1. Согласование договора поставки оборудования и лизингового договора
2. Предоплата оборудования
3. Организация своевременной отгрузки оборудования
4. Передача оборудования в лизинг
5. Решение вопросов о допоставке ( в случае необходимости)
Одно из основных преимуществ нашей компании при осуществлении лизинговых
проектов заключается в предоставлении клиенту полного спектра
обслуживания, в который входит, в том числе, логистическая поддержка.
Таким образом, если мы берем во внимание полный цикл лизинговых отношений, то необходимо учитывать множество информационных, финансовых потоков, направленных на то, чтобы оптимально организовать единственный материальный поток, с которым неразрывно связаны:
1. поставщик оборудования
2. конечный пользователь оборудования
3. лизинговая компания
4. отдел маркетинга
5. юридический отдел
6. отдел финансового учета
7. менеджеры проектов
Итак, перейдем к подробному рассмотрению этапов логистического обеспечения лизинговых проектов.
1. Согласование договора поставки оборудования и лизингового договора
При согласовании договоров поставки оборудования был выработан ряд стандартных требований к поставщикам оборудования, которые сейчас являются обязательными к исполнению любым поставщиком, как то:
- Предоставление проекта упаковочного листа
- Точное наименование оборудования
- Разбивка оборудования по кодам ТНВЭД и стоимости каждой позиции
- Предоставление проекта инвойса
- Указание веса отгружаемого оборудования
- Указание вида упаковки
При этом данные сведения должны быть предоставлены, как правило, не менее, чем за 15 дней до планируемой даты отгрузки. Это, достаточно жесткое, по европейским меркам требование, вытекает из необходимости согласования не только типа и размера подаваемого транспортного средства, но и для предварительного согласования правильности оформления документов с таможенным брокером.
2. Предоплата оборудования производится только после согласования условий отгрузки с производителем. Как правило, платежи делятся на несколько этапов:
a. Предоплата 10-30 % на этапе изготовления
b. Окончательная оплата оборудования по готовности его к отгрузке и проведения предварительной приемки пользователем на заводе-изготовителе
c. Оплата за шефмонтаж при подписании акта ввода оборудования в эксплуатацию (акта передачи в лизинг)
3. Организация своевременной отгрузки.
Предварительная работа по способам транспортировки проводится на этапе заключения договора поставки оборудования. Следует заметить, что, подход к каждому контракту индивидуальный, т.к. широкий спектр передаваемого в лизинг оборудования не позволяет выработать стандартные решения транспортировки. Таким образом, на этапе заключения договора вырабатывается общая концепция доставки оборудования и первичное согласование с таможенными брокерами полноты документации, которая предоставляется по контракту с оборудованием.
Далее, как уже отмечалось выше, в среднем за 15 дней до планируемой даты отгрузки в нашем распоряжении, как правило, имеются проекты инвойсов, упаковочных листов и прочей документации, которая будет следовать с грузом. Именно в эти дни ведется основная работа по окончательному согласованию типа и размера транспортного средства, его заказ и подтверждение таможенным брокером правильности и полноты оформления документов для таможенного оформления поставляемого оборудования на территории РФ. На процесс подготовки отгрузочных документов приходится обращать особо пристальное внимание, т.к. от своевременности поставки оборудования зависит не только начало монтажа оборудования в оговоренные контрактом сроки, но и сроки начала выплат лизинговых платежей, перенос которых отрицательно сказывается на прибыльности проекта.
4. Передача оборудования в лизинг производится, как правило, в месте нахождения лизингополучателя с выездом представителя лизинговой компании и подтверждается соответствующим актом, который является неотъемлемой частью договора лизинга.
5. В процессе реализации договоров лизинга иногда возникают вопросы о необходимости допоставки вышедшего из строя, утраченного, пришедшего в негодность в процессе монтажа оборудования. Эти вопросы решаются, как правило, службами экспресс доставки или авиаэкспедиторами.
Далее, хотелось бы рассмотреть все изложенные принципы работы на примере осуществленного проекта по поставке Установки по переработке нефтегазового конденсата. Это был один из самых сложных проектов по доставке. Изготовление оборудования осуществлялось в США. Базис поставки этого оборудования был FAS порт Хьюстон, конечный пункт назначения FOR ст. Нерюнгри (Якутия). Таким образом, вся цепочка поставки решалась нашей организацией, а также решалась проблемы выбора агента, который смог бы организовать доставку оборудования от "двери до двери".
Выбор агента производился по следующим критериям:
1. Возможность организации такой отгрузки
2. Сроки
3. Стоимость
4. Возможность оказания услуг по таможенному оформлению на территории РФ
5. Количество привлекаемых контрагентов
6. Прозрачность финансовых взаиморасчетов
7. Скорость предоставления информации о местонахождении груза
Специфика данного оборудования заключалась в наличии достаточно большого количества негабаритных мест сложных не только для погрузки на судно, но и для дальнейшей его обработки и отправки в Якутию (из 51 одного места 9 были негабаритными и одна длинномерная 30-ти метровая конструкция).
Таким образом, выбор поставщика транспортно-логистических услуг для этого проекта значительно усложнился, т.к. далеко не все транспортно-экспедитроские компании могут обработать оборудование с такими характеристиками. Сложность также заключалась в том, что окончательные габариты и вес отгружаемого оборудования нам стали известны за неделю до планируемой даты отгрузки, что осложнило процесс формирования стоимости доставки оборудования. Тем не менее, к этому времени был выбран экспедитор, который наиболее полно удовлетворял всем приведенным выше требованиям. Решающим фактором при выборе, в данном случае, стала предложенная нам предварительная стоимость транспортно-экспедиторского обслуживания и возможность таможенного оформления оборудования в порту прибытия.
В процессе проработки способа транспортировки, выбор был остановлен на двух самых экономичных вариантах.
· Хьюстон - Санкт-Петербург - ж/д до ст. Нерюнгри (таможенное оформление в Санкт-Петербурге)
· Хьюстон - Санкт-Петербург - ж/д до одной из станции Московского узла (таможенное оформление в Москве) - ж/д до ст. Нерюнгри
Эти варианты были выбраны исходя из:
- Экономической целесообразности
- Соблюдения сроков поставки
При работе с экспедитором, договор о поставке данного оборудования был разбит на две части - морская перевозка до Санкт-Петербурга и вторая часть - доставка до ст. Нерюнгри. Это было сделано по нескольким причинам:
1. Сложность оценки затрат на транспортировку из Санкт-Петербурга до ст. Нерюнгри из-за негабаритности перевозимого груза и необходимости предварительного
согласования со специалистами по согласованию схем отправки негабаритного груза октябрьской ж/д, которое возможно было осуществить только по приходу оборудования в порт и его визуального осмотра и повторного обмера.
2. Параллельно рассматривался вариант фрахтования грузового самолета для перевозки всех негабаритов авиатранспортом, т.к. стоимость перевозки негабаритных элементов авиатранспортом, по предварительным расчетам, могла быть сопоставима с железнодорожным или даже дешевле.
В результате проработки всех возможных вариантов, было принято решение о доставке всего оборудования по ж/д из Санкт-Петербурга с таможенным оформлением в порту Санкт-Петербурга.
При этом, по срокам поставки, небольшая задержка все же произошла, т.к. процесс согласования отправки негабаритного груза по ж/д занял достаточно длительное время (повторный промер всех негабаритных мест, согласование подачи специализированного подвижного состава, прорисовка и просчет схем расположения и крепления негабаритных мест). Такую работу смогли выполнить высококлассные специалисты из Санкт-Петербурга, которые получили заявку на разработку данного проектного решения от нашего уполномоченного экспедитора.
Также, достаточно длительное время (около трех недель) занял процесс таможенного оформления этой установки. По требованию Российских таможенных органов нами, совместно со специалистами компании-изготовителя, были предоставлены документы, подтверждающие не только комплектность данного оборудования, но и была составлена краткая технологическая схема с указанием всех идущих в комплекте поставки частей и блоков установки в виде, необходимом таможенным органом для однозначной идентификации оборудования, пересекающего границу РФ.
Таким образом, общее время, затраченное на реализацию этого проекта по транспортировке оборудования, составило около 4 месяцев, с момента проработки и согласования предварительных требований и условий транспортировки до момента получения лизингополучателем своего оборудования. Необходимо также отметить, что в целях максимального предотвращения возможных рисков по порче оборудования при транспортировке, нами осуществлялось не только его страхование, но и контроль, как нашими представителями, так и представителями независимых сюрвейерских компаний в основных точках прохождения. Такая схема работы позволила нам быть уверенными в сохранности груза на всех этапах его пути путем визуального контроля (фотографических отчетов и актов, составленных представителями сюрвейерских компаний).
Как видно из представленного примера, в работе логистического персонала лизинговой компании основной упор делается на сопровождение крупных контрактов, начиная с этапа заключения договора и заканчивая передачей оборудования конечному пользователю, при этом основной акцент делается на обеспечение сохранности груза при его движении от производителя к пользователю, т.к., по большей части, перевозимое оборудование уникально в своем роде и, в случае его возможной утери, компания понесет значительные убытки, таким образом, минимизация возможных рисков при транспортировке, тоже входит в обязанности специалиста по логистике, работающего над проектом. Это достигается страхованием и проработкой оптимальной схемы товародвижения от производителя к пользователю, которая будет иметь минимальные риски.
Вторая особенность логистического сопровождения лизинговых операций, является уникальность каждой прорабатываемой схемы товародвижения, которая формируется исходя из конкретного лизингового проекта и нацелена, прежде всего, на максимальное удовлетворение потребностей клиента лизинговой компании. В практике нашей деятельности встречаются проекты, на логистическое сопровождение которых тратится от нескольких недель, до года. Максимальное время занимают крупные проекты по строительству заводов и фабрик, а минимальное время тратится, как правило, на доставку технологического оборудования из стран западной Европы. Тем не менее, не стоит недооценивать такие проекты, т.к. среди них тоже встречаются достаточно сложные для осуществления и предъявляющие не стандартные требования, как для транспортных средств, так и для документального оформления, перевозимого уникального оборудования. Таким образом, сотрудничая с несколькими транспортными компаниями, приходится каждый раз оценивать рынок транспортно-логистических услуг для осуществления того или иного проекта и выбирать лучшую компанию, удовлетворяющую требованиям, вырабатываемым индивидуально для каждого проекта и представляющим собой выборку из перечня стандартных требований, предъявляемым к поставщикам транспортно-логистических услуг.
· своевременность доставки
· ставки оплаты
· география бизнеса
· время в пути
· возможность отслеживания перевозки
· внимательное обращение с грузом
· финансовое состояние перевозчика
· возможность доставки "от двери к двери"
· прямой маршрут
· тип оборудования
· удобное расписание
· рассмотрение претензий
· страхование грузов
· консолидация грузов
· возможности электронного обмена данными
· возможности по сосредоточению/рассредоточению
Как видно из приведенного ранее примера, данный список критериев дополняется, изменяется исходя из требований к каждому конкретному проекту и ранжируется исходя из необходимости скорейшего решения того или иного вопроса. Таким образом, при логистическом обеспечении лизинговых проектов надо говорить о глубокой персонифицированности деятельности сотрудников службы логистики. При разработке каждого проекта по доставке оборудования, специалист по логистике проводит анализ сложности проекта и на его основе составляет список наиболее важных критериев для выбора того или иного поставщика транспортно-логистических услуг. На основе этих критериев, производится предварительный отбор компаний-партнеров, сотрудничающих в данный момент с лизинговой компанией, которые отвечают составленным критериям, или поиск новых партнеров. Затем, выбранным компаниям высылается запрос на оказание утранспортно-логистических услуг, на основе данных которого они составляют свои коммерческие предложения. При этом, нами учитывается также скорость, качество и полнота предоставляемой на наш запрос информации. Коммерческие предложения анализируются по составленному ранее списку наиболее важных критериев. И затем начинается работа по согласованию условий договора транспортно-логистического обслуживания и его юридическая проверка.
Основной принцип работы нашей компании в области транспорта и логистики заключается в передаче не свойственных для основного бизнеса функций на аутсорсинг. Таким образом, оказывая своим клиентам услуги по доставке оборудования, которое будет отдаваться в пользование по лизинговой схеме, наша организация предпочитает работать с компаниями, которые могут предложить полный спектр логистического обслуживания при осуществлении того или иного проекта. Это обеспечивает надежность выбранной логистической схемы, своевременность доставки оборудования и как следствие строго придерживаться графика финансовых взаиморасчетов с лизингополучателем. Кроме этого, рационально выбранная схема доставки оборудования позволяет экономить достаточно существенные средства наших клиентов, поскольку при реализации проекта, как уже отмечалось, идет комплексная его проработка не только финансовым менеджером, ведущим проект, но и, в том числе, специалистом по логистике, который отвечает за разработку схемы доставки оборудования конечному пользователю. Именно правильно выбранная схема доставки оборудования на этапе согласования договора и предварительный просчет позволяют гарантировать стоимость транспортно-логистического обслуживания по проекту. Таким образом, ко времени детальной проработки проекта и подготовки к его осуществлению, мы имеем планируемый объем финансовых затрат на логистическое сопровождение проекта. Фактические расходы в рамках планируемого финансирования позволяют говорить об успешной работе службы логистичской поддержки. Можно сказать, что служба логистического сопровождения лизинговых проектов работает как координирующий орган, обеспечивающий синхронную работу финансовых механизмов нашей организации и обеспечивающий соблюдение условий договоров лизинга с точки зрения своевременности поставки оборудования.
Таможенные вопросы международного лизинга
Подробное рассмотрение налоговых вопросов международного лизинга не является предметом настоящего доклада. Однако таможенные новости последних нескольких месяцев, несомненно, заслуживают упоминания. Эти новости важны для российских лизингополучателей, импортирующих получаемые от иностранных лизингодателей предметы лизинга.
Определение таможенной стоимости
В случае если российский лизингополучатель по договору международного лизинга импортирует предмет лизинга, получаемый от иностранного лизингодателя, уплачиваются таможенные платежи: НДС, таможенной пошлины и сбора за таможенное оформление. В течение долгого времени не существовало единого порядка определения таможенной стоимости имущества, импортируемого по договорам международного финансового лизинга. На практике таможенные органы в большинстве случаев требовали включения в таможенную стоимость полной суммы лизинговых платежей по договору. Таким образом, в таможенную стоимость включались проценты за пользование заемными средствами, что существенным образом увеличивало таможенную стоимость по сравнению с покупкой аналогичного имущества с возможным привлечением банковского кредита. Государственный таможенный комитет, изучив данный вопрос, выпустил письмо от 6 августа 2002 года №01-06/31475 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых с отсрочкой или рассрочкой оплаты". В соответствии с данным письмом, по договору международного лизинга сумма процентов не включается в таможенную стоимость, если эта сумма отдельно определена в договоре. При этом проценты не должны превышать предельной ставки, определяемой по аналогичным долговым обязательствам, или принимаемой в размере 15% по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Время уплаты таможенных платежей
В случае получения в лизинг по договору международного лизинга имущества от иностранного лизингодателя также возникают вопросы относительно времени уплаты таможенных платежей. П. 3 ст. 34 Федерального Закона от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусматривает, что уплата таможенных платежей производится на момент ввоза предмета лизинга на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, а в дальнейшем - одновременно с лизинговыми платежами. Однако, по мнению ГТК это положение закона "О лизинге" противоречит таможенному законодательству и не подлежит применению. ГТК предлагает импортерам пользоваться исключительно таможенными режимами, предусмотренными Таможенным кодексом, в частности, режимами выпуска в свободное обращение или временного ввоза.
В июле 2002 года Федеральный Арбитражный суд Центрального округа, рассматривая две кассационные жалобы Липецкой таможни, в обоих случаях поддержал лизингополучателя-имортера. Лизингополучатель уплатил таможенные платежи при таможенном оформлении в полном объеме, а затем потребовал возврата таможенных платежей с неоплаченной части таможенной стоимости по ст. 34 Закона "О лизинге". В соответствии с судебными Постановлениями, таможенному органу было предписано произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Насколько нам известно, ГТК пока не отменяет свое письмо от 24 мая 1999 года № 01-15/14858 "О применении Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О лизинге", в котором ГТК объявляет уплату таможенных платежей при лизинге на оплаченную часть таможенной стоимости противоречащей таможенному законодательству. Скорее всего, в ближайшем будущем многие таможенные органы на местах
будут для выпуска предметов лизинга в свободное обращение продолжать требовать уплаты полной суммы таможенных платежей. После этого, лизингополучатель, учитывая положительную практику Центрального округа, сможет обратиться в суд за возвратом излишне уплаченных таможенных платежей.
И в заключении упомяну, что на сегодняшний момент лизинг составляет около 40% стоимости всего кредитного портфеля банка "Авангард", и эта доля сохраняется практически неизменной.
Во всех этих успехах, несомненно, есть частица труда, вложенного сотрудниками отдела логистического сопровождения лизинговых проектов.
Предложение
авторам статей и книг