Закупочная логистика - это управление материальными потоками
в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое
предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу,
осуществляющуюзакупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов
и товаров народного потребления.
Материально-техническое обеспечение - звено в
производственно-коммерческой, потоково-процессной деятельности в
промышленном производстве и/или эксплуатации производственных или
непроизводственных объектов, содержание которой направлено на снабжение
соответствующих объектов необходимыми средствами (материалами,
энергией, комплектующими, запасными частями и т. п.).
Закупочная логистика является одной из основных логистических
подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и
запасных частей с рынказакупок до складов предприятия.
Появление термина "закупочная логистика" не случайно.
За рубежом сфера деятельности по обеспечению компании
(фирмы-производителя или торговой компании) необходимыми видами
материальных ресурсов и готовой продукции традиционно называется
purchasing/procurement -закупки/управление закуп ками (снабжением). Эта
же область производственной деятельности в отечественной практике до
сих пор называется материально-техническим снабжением (обеспечением),
на предприятиях оптовой торговли - товароснабжением. Однако в последние
годы эту область стали определять какзакупочную логистику.
Это связано с тем, что в настоящее время изменился характер
материально-технического обеспечения предприятий: от жестко
централизованного, фондируемого снабжения к свободной оптовой торговле
ресурсами. Многим производственным предприятиям приходится работать на
ресурсно-товарных рынках в условиях нестабильной конкурентной среды,
для которой характерны: неравномерная насыщенность рынка товарами
вследствие промышленного спада, перепрофилирования многих
производственных предприятий, традиционной для отдельных отраслей
российской экономики высокой степени монополизации производства;
ограниченность информации о ресурсно-товарном рынке; низкая контрактная
дисциплина производителей и поставщиков товаров производственного
назначения и др.
В зарубежной логистической науке и практике также нет единого
подхода к терминологии исследуемой области. В частности, Д. Дж.
Бауэрсокс и Д. Дж. Клосс указывают: снабжение включаетзакуп ки и
организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов
и/или готовых продуктов от поставщика на производственные или сборочные
предприятия, склады промышленных и торговых предприятий или в розничные
магазины. Процесс приобретения материальных ресурсов (товаров) в
производственной деятельности обычно называютзакуп ками, в
государственном секторе - снабжением, в розничной торговле и складской
хозяйстве - покупками. Часто этот же процесс определяют как "логистика
на входе" или "внутренняя логистика".
Стандартное определение общих целей функции закупок таково, что
компания должна получать необходимое по качеству и количеству сырье в
нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно
отвечающего по свои обязательствам, с хорошим сервисом (как до
осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
В соответствии с этим можно выделить:
1. Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок
комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании.
Дефицит сырья и комплектующих может привести к остановке производства и
соответственно к большим накладным расходам - росту эксплуатационных
затрат в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять
требования клиентов к срокам доставки продукции.
2. Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к
минимуму. Одним из путей обеспечения непрерывного потока материальных
ресурсов и готовой продукции является создание и хранение крупных
запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование
капитала, который нельзя еще куда-либо инвестировать. Ежегодно
стоимость текущего запаса может составлять 20-50 % общей стоимости
активов.
3. Поддержание и повышение качества. Производство продукции или
предоставление услуг должно отвечать принятым требованиям, что ведет к
росту производственных расходов до значительного уровня.
4. Поиск компетентных и надежных поставщиков. Успех функции закупок
зависит от способности находить поставщиков и развивать отношения с
ними, анализировать их возможности, выбирать соответствующего
поставщика, а затем работать с ним, постоянно совершенствуя совместную
деятельность.
5. Приобретение по возможности многофункциональных товаров. Если в процессе закупки
можно приобрести одно изделие, которое выполнит функцию, ранее
выполняемую двумя-тремя изделиями, компания получит преимущество за
счет: первоначальной низкой стоимости, образующейся из скидки на
изделия; более низкой стоимости инвестиций в запас без ухудшения
обслуживания; более низкой стоимости обучения персонала и расходов,
связанных с содержанием оборудования в ходе его эксплуатации, а также
повышение конкуренции среди поставщиков.
6. Соблюдение принципа "цена-качество" в процессе закупки. Деятельность по закупке
предполагает использование большого объема оборотных средств, поэтому
необходимы товары и услуги с наименьшей общей стоимостью с сохранением
должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса.
7. Повышение конкурентоспособности. Компания будет конкурентоспособной, если сможет контролировать все расходы, связанные с закупками,
и временные параметры с тем, чтобы избежать i неприбыльной
деятельности, либо деятельности, требующей дополнительного времени, и
т. д. Для этого необходима оптимизация размеров затрат, изменения в
программе дистрибьюции, внедрение достижений технического прогресса и
т. п.
8. Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании. Закупочная
деятельность не может быть эффективной без сотрудничества с другими
отделами и сотрудниками компании: отделом технического контроля (ОТК),
производственным отделом, бухгалтерией, отделами маркетинга, дизайна,
инженерной разработки и т. д.
9. Снижение административных расходов. Если деятельность по закупкам нерациональна, административные расходы отдела закупок будут слишком высокими. Состав целей закупочной
логистики зависит от специализации компании (промышленная, торговая,
сервисная), степени развития и/или сложности производства, отрасли
экономики, в которой функционирует компания, конкурентоспособности.
Достижение этих целей в области управления закупками (закупочной
логистики) требует выполнения различных стандартных операций, для
чего следует рассмотреть наиболее характерные задачи, способствующие
рационализации системы закупок.