Для каждого промышленного предприятия в зависимости от
конкретных характеристик можно определить целесообразный уровень
участия логистиков в принятии решений по материалообеспечению
предприятия и его производственных структур.
Высокая стоимость используемых материальных ресурсов, широкая
их номенклатура, большое число возможных поставщиков обусловливают
привлечение логистических менеджеров к выработке стратегии
материалообеспечения предприятия. При выборе вариантов стратегии
специалисты-логистики способны рассчитать их эффективность с учетом
временных и финансовых затрат на перемещение и хранение материальных
ресурсов. Например, эффект от рационализации затрат на транспортировку
и хранение может обусловить выбор поставщика, предлагающего
материальные ресурсы по более высокой цене, но расположенного на
удобных транспортных путях и принимающего на себя обязательства
отгружать материальные ресурсы партиями в сроки и размерами,
синхронизированными с производственным циклом предприятия-закупщика.
Рассмотрение всех возможных вариантов материалообеспечения с учетом
транспортных расходов и затрат на хранение материальных ресурсов
позволит оптимизировать совокупные материальные затраты предприятия.
В соответствии с видами логистики могут быть названы структурные
подразделения логистической службы предприятия. Подразделение, организующее
доставку материальных ресурсов на предприятие, их погрузку-разгрузку,
определяющее норму запаса материальных ресурсов, может именоваться
подразделением закупочной логистики. Подразделение, курирующее
перемещение и запасы сырья, материалов, полуфабрикатов в процессе
производства, получает название подразделения производственной
логистики. Наконец, подразделение, обеспечивающее движение готовой
продукции к покупателям и регулирующее норму запаса готовых изделий
на предприятии, может быть названо подразделением распределительной
логистики.
Исходя из условий внешней и внутренней среды возможны различные
модели организационного оформления логистики промышленного предприятия.
Применительно к материалоемкому производству предлагаются следующие варианты построения закупочной и производственной логистических структур на промышленном предприятии.
Если предприятие использует широкую номенклатуру материалов, развивает
кооперационные связи с другими хозяйствующими субъектами, имеет
дочерние фирмы, поставляющие ему комплектующие, то целесообразно
иметь подразделения закупочной и производственной логистики в рамках
структуры менеджмента материальных ресурсов или в составе специальной
логистической службы.
Создание структурно обособленной службы логистики.
Цель такого обособления - оптимизация транспортно-складских
затрат предприятия при движении материальных ресурсов от поставщиков до
предприятия, внутри последнего, и готовой продукции - к покупателям.
Структурно обособленная служба логистики позволит сконцентрировать в
одних руках усилия предприятия по рационализации величины запасов
сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, необходимых для
эффективного функционирования промышленного предприятия.
В случае создания структурно обособленной службы логистики
возникает проблема увязки и координации деятельности подразделения
логистики со структурами менеджмента материальных ресурсов,
производственного менеджмента и управления маркетинговым комплексом. В
качестве варианта организационного построения взаимодействия между
названными службами может быть использована матричная структура
управления ими.
Если материальные затраты у промышленного предприятия весьма велики,
а номенклатура потребляемых материальных ресурсов достаточно узкая,
или наибольший удельный вес затрат приходится на ограниченный несколькими
наименованиями или типоразмерами круг сырья и материалов, то промышленное
предприятие вместо подразделения закупочной логистики может
иметь специалиста по этому направлению в одной из структур менеджмента
материальных ресурсов. На начальном этапе при заключении договоров
с поставщиками задачей логистика будет организация материалопотока
от поставщика до предприятия, а внутри последнего - между подразделениями
и рабочими местами. Для выполнения этих работ менеджмент материальных
ресурсов может направить ему в помощь дополнительный персонал.
Затем, когда материалопоток выведен на оптимальные параметры,
потребность в дополнительном персонале отпадает. Главной задачей
логистика становится отслеживание изменений во внешней и внутренней
среде предприятия и корректировка в соответствии с ними материалопотока
и величины запасов материальных ресурсов на предприятии.
Выделение логистической составляющей в менеджменте материальных
ресурсов создает благоприятные условия для использования на
промышленных предприятиях экономико-математических методов и моделей
оптимизации транспортных расходов, размеров запасов в процессе
материалообеспечения производства.
Вместе с тем, в условиях централизованно-планируемой экономики
промышленные предприятия не были заинтересованы во внедрении
предлагаемых экономико-математических методов и моделей для
рационализации материально-технического обеспечения производства. Как
показывает анализ практики машиностроительных предприятий Саратовской
области, их службы материально-технического обеспечения никак не
использовали в своей работе потенциал и возможности созданных на
предприятиях информационно-вычислительных центров.
В условиях обострявшейся проблемы сбыта и нарастающей
конкуренции со стороны не только отечественных, но и зарубежных
производителей, роста транспортных тарифов, промышленные предприятия
могут существенно повысить свою конкурентоспособность, если
логистический менеджмент освоит экономико-математические методы
оптимизации производственного цикла, объемов запасов сырья, материалов
и полуфабрикатов, транспортных расходов.
При наличии специалистов по экономико-математическим методам и
компьютерного оснащения логистический менеджмент способен найти
применительно к конкретным внешним и внутренним условиям оптимальные
соотношения между графиком поставки, транспортными расходами и
затратами на формирование и поддержание запасов материальных ресурсов
на промышленном предприятии. Появляется возможность синхронизировать
материалообеспечение и производственное материалопотребление с целью
рационализации производственного цикла предприятия.
В результате повысится конкурентоспособность предприятия за
счет снижения издержек и более быстрого выполнения заказов клиентов.
Реализация указанных конкурентных преимуществ во многом зависит от
организационного оформления логистической составляющей менеджмента
материальных ресурсов. Функциональный подход к построению
логистического менеджмента в системе управления материальными ресурсами
предполагает выделение двух логистических подсистем: первая организует
транспортировку материальных ресурсов до предприятия, между его
подразделениями и внутри них; вторая управляет запасами и хранением
материальных ресурсов на предприятии).
Эти структуры призваны согласовать ключевые параметры по
объемам и частоте поставок партий материальных ресурсов, величине их
запасов и организации хранения с целью принятия решений, оптимизирующих
не отдельные компоненты материалообеспечения предприятия, а процесс в
целом.
Обобщая изложенное, можно констатировать, что логистическая составляющая
менеджмента материальных ресурсов создает условия для реализации
концепции закупочного маркетинга в сфере транспортировки, хранения
и запасов материальных ресурсов для предприятия.