Термин «логистика» в русском языке появился сравнительно
недавно, но за несколько лет своего существования уже успел обрасти
десятками разнообразных определений. Нет единого определения для
логистики и у западных экспертов. Причина разного толкований термина
«логистика» кроется не столько в разном его понимании специалистами,
сколько в разнообразии возможностей применения этого направления
оптимизации бизнес – процессов.
В общем смысле логистику можно рассматривать как инструмент бизнеса, позволяющий оптимизировать движение материальных и информационных ресурсов в пространстве и во времени.
Для дистрибутора особенно актуален вопрос построения такой системы
движения товаров, которая обеспечит постоянное присутствие товара в
торговых точках и наличие у продавца необходимых запасов продукции. Это
необходимое условие не только эффективного продвижения товаров на
рынке, но и сохранении ранее завоеванных рыночных позиций в борьбе с
более активными конкурентами.
Таким образом, одной из приоритетных задач дистрибутора является
четкое планирование закупок продукции на основе системного подхода к
прогнозированию спроса со стороны потребителей, такое планирование
позволит оптимизировать товарные запасы, сократить расходы на хранение
продукции и избежать ситуации неудовлетворенного спроса.
В контексте товародвижения логистике можно дать следующие определения.
Логистика - деятельность по оптимизации товародвижения,
направленная на получение с минимальными затратами необходимого
количества определенного товара соответствующего качества в нужном
месте в нужное время.
Логистика - комплекс мероприятий по организации
товародвижения с минимальными материальными и временными затратами и
достижению максимально быстрого удовлетворения потребительского спроса.
Ключевым понятием логистики является логистическая цепь –
множество всех юридических и физических лиц (производителей,
дистрибуторов, перевозчиков и т.д.), осуществляющих, в том числе и с
добавочной стоимостью, логистические операции. Примером простейшей
логистической цепи может быть сбытовая цепь, состоящая из производителя
продукции, логистического посредника (компании – перевозчика) и
потребителя.
Взаимодействие процессов поставок и реализации продукции.
Оптовая торговая компания при разработке собственной системы
логистики должна выстроить наиболее эффективные логистические цепи со
своими поставщиками и со своими клиентами, и оптимизировать процессы
хранения и учета товарных запасов. Главная проблема заключается в том,
что интересы отделов поставок и продаж в отношении товарных запасов не
совпадают.
Для отдела продаж предпочтительны значительные товарные запасы
максимально широкого ассортимента по каждой товарной группе для
удовлетворения всех заявок покупателей; в то время как для снижения
затрат на приобретение продукции закупку желательно производить
максимально крупными партиями у ограниченного числа поставщиков.
Для организации взаимодействия процессов поставок и реализации продукции обычно используется следующая система:
Отделы поставок и продаж совместно составляют долгосрочные
планы по закупке товаров и составляют график поставок на основании
плана реализации и остатков продукции на складе, а также учитывая
возможности поставщиков и условия работы с ними (размер минимальных
партий и т.д.)
В дальнейшем при превышении фактических объемов реализации
продукции над плановыми, а также при уменьшении запасов до нижнего
предела производится закупка минимальной партии товара для поддержания
согласованного с отделом продаж ассортимента.
Одним из методов решения проблемы противоречия интересов отделов
поставок и продаж может быть подчинение функций закупки продукции
отделу продаж. В этом случае происходит переориентация материального
стимулирования менеджеров по продажам от валовой прибыли к чистой
прибыли, таким образом отдел продаж отвечает не только за объем
реализованной продукции и разницу между закупочными ценами и ценами
реализации, но и за товарные запасы, «зависание»определенных видов
продукции.
Эффективная система взаимосвязи процессов поставок и продаж также
может быть построена на использовании технологии «планирования
ликвидности закупок». При внедрении этой технологии закупки
осуществляются с учетом прогнозируемой динамики ликвидности
ассортимента, которая зависит от конъюнктуры рынка, тенденций в отрасли
и возможностей стимулирования потребителей на уровне отдельных торговых
марок (товаров).
Оптимизация работы склада.
Для эффективной работы склада необходимы следующие условия:
организация сплошной маркировки продукции с помощью указателей с
возможностью быстрой смены показателей количества и текущего порядка
отпуска;
удобная система полок или контейнеров наиболее подходящая для продукции предприятия;
хранение маркированной малоликвидной/неликвидной продукции недалеко от входа/выхода в складское помещение;
хранение крупногабаритной и тяжелой продукции недалеко от входа/выхода в складское помещение;
простота визуального контроля количества, движения и остатков товара для проведения ревизий и текущих сверок.
Перспективным методом маркировки товаров может стать использование
технологий радиочастотной идентификации RFID (Radio Frequency
IDentification), по мнению ряда специалистов, радиочастотные метки в
скором времени полностью вытеснят привычное штриховое кодирование.
Применение технологии RFID при управлении складом позволяет снизить
влияние человеческого фактора, повысить производительность,
оптимизировать такие традиционно проблемные процессы складской
логистики как прием и отгрузка товара.
Лежащий в основе RFID принцип радиочастотного распознавания с
помощью закрепленных за объектом специальных меток, несущих
идентификационную и любую другую пользовательскую информацию,
обеспечивает технологии целый ряд неоспоримых преимуществ по отношению
к другим системам идентификации:
отсутствие необходимости в контакте или прямой видимости;
Высокая скорость и точность распознавания информации;
Способность RFID-меток нести большой объем информации;
Способность RFID использоваться в агрессивных средах;
Защищенность информации (данные могут быть засекречены, а сами метки практически невозможно подделать);
Практически неограниченный срок службы пассивных меток.
Системы логистики предприятия.
Построение системы логистики предприятия с использование
современных технологий строится на применении методов MRP - управления
(Material Requirements Planning), подразумевающего автоматизированное
управление заказами, поставками, контроль, как внутреннего перемещения
товаров, так и всего торгового процесса.
MRP – система может быть сфокусирована на транспортной логистике,
либо на складском учете и управлении запасами. Выбор приоритета зависит
от предпочитаемой предприятием маркетинговой логистики.
Существует два типа маркетинговой логистики:
стратегия «вытягивания» («Pull – стратегия») товарных потоков из каналов дистрибуции (каналов товародвижения и распределения);
стратегия «выталкивания» («Push – стратегия») товарных потоков в дистрибутивные каналы.
Реализация предприятием «Pull – стратегии»
заключается в проведении активных рекламных кампаний для конечных
потребителей, которые создают высокий уровень спроса на определенные
категории товаров, это побуждает ритейлеров делать срочные заказы
оптовикам, которые в свою очередь обращаются к более крупным торговым
компаниям, либо производителям, таким образом, происходит вытягивание
товаров из дистрибуторского канала.
Таким образом, для «Pull – стратегии» MRP – система фокусируется на
транспортной логистике, так как для данного стратегии характерен более
низкий уровень товарных запасов во всех звеньях товародвижения, что
является причиной жестких требований к срокам поставки, от которых, в
конечном счете, зависит уровень товарооборота в конкретных магазина и
промежуточных звеньях логистической цепи.
«Push – стратегия» строиться на стимулировании
производителями оптовиков, которые в свою очередь активно предлагают
продукцию более мелким компаниям и ритейлерам, которые стараются
заинтересовать товаром потребителей; для ускорения товародвижения во
всех звеньях логистической цепи происходит наращивание рекламы, в
основном за счет производителя, что и ведет к росту продаж.
При использовании этой стратегии товарные запасы велики как у
производителей, так и у дистрибуторов, поэтому на первый план выходит
проблема сокращения издержек по хранению и управлению товарными
запасами. Эта проблема и будет приоритетным направлением MRP – системы
для «Push – стратегии».