Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов,
получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается
в том, что понятие начало использоваться в экономике.
Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен
с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую слаженную работу
тыла по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу, которая является
значимой составляющей боевого успеха. Приоритетное значение вопросам логистики
придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века под логистикой
понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от
неприятеля, организация их тылового обеспечения. Наука и практика управления
материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться.
Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от скоординированного,
быстрого, точного и экономичного обеспечения войск.
Логистика как новая научная дисциплина в экономическом приложении занимается
разработкой методов планирования и управления материальными и информационными
потоками в границах предприятия, отрасли, а также между отраслями экономики
с целью получения наибольшего народнохозяйственного эффекта. В таком значении
понятие "логистика" употребляется с 80-х годов, а в России - с 90-х. И несмотря
на глубокие исторические корни называется "новым" многими учеными и практиками,
поскольку экономика является сферой, к которой ранее этот термин никакого отношения
не имел. Связано это с развитием рыночной экономики как одного из способов организации
материального производства и общественных отношений в целом.
Внедрение логистики в экономику обусловлено объективными причинами, требующими
от хозяйствующих субъектов сегодня эффективного взаимодействия на стыке сфер
производства и обращения.
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
Необходимость применения логистики объясняется рядом причин, среди которых
выделим две основные.
Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка
продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в странах с развитой рыночной
экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения
созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными
потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство,
оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные
товары, так или иначе, попадали в конечное потребление. Система управления процессами
товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными
функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными
потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался
в этот период за счет расширения и совершенствования производства.
Однако к началу 60-х годов резервы повышения этого потенциала непосредственно
в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска
нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Реакцией хозяйствующих
субъектов стала выработка маркетинга, как наиболее гибкой и изощренной политики
производства и сбыта товаров и услуг. Но очень скоро стало очевидным, что один
маркетинг не способен решить всех проблем: достигнуть оптимальных результатов
можно лишь, используя маркетинг в "связке" с логистикой.
Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству
его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных
капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не
менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика
за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок.
Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку
точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют
для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий
надежности не обеспечивают.
Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается
за счет:
:: резкого снижения себестоимости товара;
:: повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие
брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике
- энергетический кризис 70-х годов.
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы
повышения экономичности перевозок. Причем, эффективно решить эту задачу лишь
за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные
действия всех участников совокупного логистического процесса.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями
научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко
применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными
потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее
конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для
развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.
Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление
стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных
систем как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории.
Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта - от первичного
источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные
процессы вплоть до конечного потребителя.
ЭТАПЫ РАВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
В современной экономике выделяют четыре этапа развития логистики в экономическом
ее приложении.
Первый этап (60-е гг.): Характеризуется использованием логистического
подхода в управлении материальными потоками в сфере обращения. Постепенно приходит
понимание того, что объединение потоковых процессов в производстве, хранении
и транспортировании может дать существенный экономический эффект. В 60-х годах
развитие логистики в США связывают с оптимизацией распределения продукции, называя
этот этап физикой распределения, - в итоге был создан специальный комитет по
"физическому" распределению. В это время в США изменился рынок покупателей и
продажи, родилась философия маркетинга. Сервис поставок приобрел решающее значение
в стратегии рынка.
Второй этап (80-е гг.) связывают с японским наступлением в сфере производства
и торговли, особенно в области автоматизации. Европейский и американский ответ
на экономическую "агрессию" Японии проявился в повышении качества технологии
при подготовке заказов. Отсюда требование к интеграции планирования и управления
производством и распределением. Интеграционная основа логистики в это период
расширилась и стала охватывать и производственный процесс.
Третий этап проходит в настоящее время. Реализуется одна из основных
целей логистики - доставка грузов "точно в срок" с широким использованием электроники
и оптимизации производства. Совокупность материалопроводящих субъектов приобретает
целостный характер.
Четвертый этап - будущая логистика. В его границах в полной степени
при построении логистической системы будет проявляться комплексный подход, охватывающий
потенциалы производства, снабжения, подготовки продукции и потребления, то есть
в итоге появится электронная интегрированная логистика.