Размещение заказов
на поставку продукции,
ее закупка и складирование,
транспортировка
и промежуточное хранение
требуют оперативных
и оптимальных решений.
Создание логистического
провайдера, призванного
четко ими управлять, пока
дело будущего.
Тем не менее уже сегодня
руководители торговых
фирм обращаются
в Координационный
совет по логистике
- Россия получила в наследство от старой системы хозяйствования
ряд специфических особенностей организации торговли. В тоже время
на наши просторы приходят западные компании со своим богатым опытом
использования логистического подхода в этой сфере. Как скоро удастся
сблизить позиции?
- Да, подходы в постановке торгового дела у российских и иностранных
производителей существенно разнятся.
Одними из первых в нашей стране потребность перехода от системы
фондирования и распределения к логистическим моделям ощутили оптовые
торговые предприятия. У нас оптовое звено является своеобразным
буфером между производителем и розничной сетью. Иностранные компании,
выйдя на наш рынок, обречены на партнерство с крупными российскими
оптовиками -знатоками сложившихся хозяйственных связей, конъюнктуры
рынка, объемов и времени поставок, сезонности, таможенного оформления
товаров. В то же время западные компании владеют собственными стандартами
продвижения продукции к покупателю. Они делают ставку на массированные
рекламные акции и широкую дистрибьюторскую сеть. Конечно, поначалу
им пришлось приноравливаться к российской специфике. Например, на
российской почве по особенному прививается понятие "эксклюзивный
дистрибьютор". Такой договор предполагает, что в номенклатуре товаров
торговой компании не должно быть конкурирующих торговых марок. А
это у нас пока что непозволительная роскошь. Действуя в рамках таких
ограничений, у нас можно перекрыть себе подходы к рынку. Региональные
торговые предприятия готовы продавать все, начиная от брендов всемирно
известных торговых марок и кончая товарами местного производства.
Таким образом, охватываются разные сегменты рынка, исходя из расчета
на покупателя с различным наполнением кошелька. На Западе все несколько
иначе. И если сначала ощущался значительный приток крупных поставщиков
товаров и продуктов из-за рубежа, то сегодня их стало значительно
меньше. Рынок оптимизировался. Правда, в этом не последнюю роль
сыграл августовский кризис 1998 года.
- А какова позиция российского производителя при продвижении
товара на рынок?
- Занимаясь только производством, производитель зачастую не вкладывает
достаточных сил и средств в создание оптимальной системы продвижения
конечного продукта к покупателю, даже когда речь идет о натуральном
и высококачественном товаре. Это создает проблемы для российских
торговых компаний, которые резонно полагают, что в продвижение новых
образцов продукции должен внести свою лепту и производитель.
- Да и можно ли тягаться с мощными вливаниями на рекламу
продукции западных фирм?
- Вы правы, здесь мы явно уступаем. Хотя и у нас есть "продвинутые"
компании, скажем, такие как "Вимм-Билль-Данн", которые не только
усиленно рекламируют свой продукт, но и вкладывают большие средства
в повышение квалификации персонала торговых Компаний-партнеров,
в мерчандайзинг, убранство и оборудование торговых залов. Следующий
шаг на пути к совершенству – более углубленный подход к делу, и
тогда торговые компании все чаще склоняются к тому, чтобы передать
ряд логистических функций или вовсе прибегнуть к услугам логистического
провайдера.
- С какими проблемами на российском рынке чаще всего сталкиваются
западные предприниматели?
- Прежде всего с проблемой обеспечения товарных запасов. И дело
тут не в нехватке складских помещений: сегодня их предложение перекрывает
спрос, К сожалению, существуют изъяны в самой цепочке продвижения
товара от производителя до российского покупателя. Стабильно работающую
сеть невозможно организовать без современного торгового, складского,
подъемно-транспортного оборудования и информационных компьютерных
систем.
Если же сравнивать розничную сеть России и Европы, то можно прийти
к выводу: российскую розничную сеть ожидает бурное развитие. В Европе
такие крупные посредники, как оптовые фирмы, попросту отсутствуют.
Производители сами управляют ассортиментом товаров и системой распределения
продукции. В качестве примера можно привести германскую торговую
марку С&А. В Великобритании расположена сеть этой компании из
18 магазинов с распределительным складом в самом центре острова.
Система распределения товаров отработана по схеме: данные о продажах
со всех торговых точек компании поступают в систему управления товарными
запасами логистического провайдера в течение всего рабочего дня.
К 18 часам, когда магазины закрываются, логистический провайдер
отправляет консолидированный заказ по электронной почте в Германию
к товаропроизводителю. К 9 утра следующего дня ассортимент в магазинах
полностью восполнен. Заметим, что пополнение товарных заказов на
складе осуществляется в течение 18 часов с дистрибыоторского склада,
расположенного в Германии. Таким образом, ассортиментом товаров
в рознице управляет логистический провайдер. У нас сегодня происходит
тоже нечто похожее. После августовского кризиса многие крупные оптовые
компании стали заниматься розничным бизнесом, то есть пошел процесс
выравнивания западных и российских технологий организации торговли.
- Сегодня в нашу жизнь пришли электронные торги. Могут ли
они стать катализатором создания отечественных логистических провайдеров?
- Электронную торговлю следует рассматривать как способ сбыта,
дополняющий традиционные методы торговли. Западные эксперты по логистике
считают, что электронная торговля заняла нишу тогда, когда исчерпались
резервы снижения затрат в традиционных системах торговли.
Сегодня на Западе активно совершенствуют управление цепью поставок.
Между производителем и розничной сетью может быть одно или несколько
промежуточных звеньев. Производитель, исчерпав резервы снижения
затрат на производстве внутри, ищет их снаружи - делает попытки
оптимизировать цепь поставок. Для нас это пока в новинку, хотя со
временем этот вопрос также будет стоять на повестке дня.
- В этой связи возникает вопрос: создание транспортных коридоров
в глобальном, планетарном масштабе также будет служить целям оптимизации
и снижения затрат?
- Несомненно. А для России - это особенно актуально. Международные
транспортные коридоры позволят значительно сократить время пути
продвижения товаров из Европы в Азию и на Восток, и наоборот. А
значит, снизить затраты: время - деньги. - В завершение хотелось
бы услышать Ваш совет специалиста руководителям торговых предприятий:
как снизить затраты? - Во-первых, необходимо заняться оптимизацией
номенклатуры товаров в соответствии с потребностями покупателей.
Во-вторых, усилить степень согласованности в работе с розничной
сетью и производителями. В-третьих, стремиться к сокращению величины
складских запасов и, наконец, постоянно держать в поле зрения, контролировать
всю цепочку прохождения товара.
Беседу вела Елена ПОНОМАРЕВА