Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Логистика > Основы логистики

 

От всеядности к выбору

Ырысбек ТАШБАЕВ, заместитель председателя Координационного совета по логистике
Источник: ec-logistics.ru

Размещение заказов
на поставку продукции,
ее закупка и складирование,
транспортировка
и промежуточное хранение
требуют оперативных
и оптимальных решений.
Создание логистического
провайдера, призванного
четко ими управлять, пока
дело будущего.
Тем не менее уже сегодня
руководители торговых
фирм обращаются
в Координационный совет по логистике

- Россия получила в наследство от старой системы хозяйствования ряд специфических особенностей организации торговли. В тоже время на наши просторы приходят западные компании со своим богатым опытом использования логистического подхода в этой сфере. Как скоро удастся сблизить позиции?

- Да, подходы в постановке торгового дела у российских и иностранных производителей существенно разнятся.

Одними из первых в нашей стране потребность перехода от системы фондирования и распределения к логистическим моделям ощутили оптовые торговые предприятия. У нас оптовое звено является своеобразным буфером между производителем и розничной сетью. Иностранные компании, выйдя на наш рынок, обречены на партнерство с крупными российскими оптовиками -знатоками сложившихся хозяйственных связей, конъюнктуры рынка, объемов и времени поставок, сезонности, таможенного оформления товаров. В то же время западные компании владеют собственными стандартами продвижения продукции к покупателю. Они делают ставку на массированные рекламные акции и широкую дистрибьюторскую сеть. Конечно, поначалу им пришлось приноравливаться к российской специфике. Например, на российской почве по особенному прививается понятие "эксклюзивный дистрибьютор". Такой договор предполагает, что в номенклатуре това­ров торговой компании не должно быть конкурирующих торговых марок. А это у нас пока что непозволительная роскошь. Действуя в рамках таких ограничений, у нас можно перекрыть себе подходы к рынку. Региональные торговые предприятия готовы продавать все, начиная от брендов всемирно известных торговых марок и кончая товарами местного производства. Таким образом, охватываются разные сегменты рынка, исходя из расчета на покупателя с различным наполнением кошелька. На Западе все несколько иначе. И если сначала ощущался значительный приток крупных поставщиков товаров и продуктов из-за рубежа, то сегодня их стало значительно меньше. Рынок оптимизировался. Правда, в этом не последнюю роль сыграл августовский кризис 1998 года.

- А какова позиция российского производителя при продвижении товара на рынок?

- Занимаясь только производством, производитель зачастую не вкладывает достаточных сил и средств в создание оптимальной системы продвижения конечного продукта к покупателю, даже когда речь идет о натуральном и высококачественном товаре. Это создает проблемы для российских торговых компаний, которые резонно полагают, что в продвижение новых образцов продукции должен внести свою лепту и производитель.

- Да и можно ли тягаться с мощными вливаниями на рекламу продукции западных фирм?

- Вы правы, здесь мы явно уступаем. Хотя и у нас есть "продвинутые" компании, скажем, такие как "Вимм-Билль-Данн", которые не только усиленно рекламируют свой продукт, но и вкладывают большие средства в повышение квалификации персонала торговых Компаний-партнеров, в мерчандайзинг, убранство и оборудование торговых залов. Следующий шаг на пути к совершенству – более углубленный подход к делу, и тогда торговые компании все чаще склоняются к тому, чтобы передать ряд логистических функций или вовсе прибегнуть к услугам логистического провайдера.

- С какими проблемами на российском рынке чаще всего сталкиваются западные предприниматели?

- Прежде всего с проблемой обеспечения товарных запасов. И дело тут не в нехватке складских помещений: сегодня их предложение перекрывает спрос, К сожалению, существуют изъяны в самой цепочке продвижения товара от производителя до российского покупателя. Стабильно работающую сеть невозмож­но организовать без современного торгового, складского, подъемно-транспортного оборудования и информационных компьютерных систем.

Если же сравнивать розничную сеть России и Европы, то можно прийти к выводу: российскую розничную сеть ожидает бурное развитие. В Европе такие крупные посредники, как оптовые фирмы, попросту отсутствуют. Производители сами управляют ассортиментом товаров и системой распределения продукции. В качестве примера можно привести германскую торговую марку С&А. В Великобритании расположена сеть этой компании из 18 магазинов с распределительным складом в самом центре острова. Система распределения товаров отработана по схеме: данные о продажах со всех торговых точек компании поступают в систему управления товарными запасами логистического провайдера в течение всего рабочего дня. К 18 часам, когда магазины закрываются, логистический провайдер отправляет консолидированный заказ по электронной почте в Германию к товаропроизводителю. К 9 утра следующего дня ассортимент в магазинах полностью восполнен. Заметим, что пополнение товарных заказов на складе осуществляется в течение 18 часов с дистрибыоторского склада, расположенного в Германии. Таким образом, ассортиментом товаров в рознице управляет логистический провайдер. У нас сегодня происходит тоже нечто похожее. После августовского кризиса многие крупные оптовые компании стали заниматься розничным бизнесом, то есть пошел процесс выравнивания западных и российских технологий организации торговли.

- Сегодня в нашу жизнь пришли электронные торги. Могут ли они стать катализатором создания отечественных логистических провайдеров?

- Электронную торговлю следует рассматривать как способ сбыта, дополняющий традиционные методы торговли. Западные эксперты по логистике считают, что электронная торговля заняла нишу тогда, когда исчерпались резервы снижения затрат в традиционных системах торговли.

Сегодня на Западе активно совершенствуют управление цепью поставок. Между производителем и розничной сетью может быть одно или несколько промежуточных звеньев. Производитель, исчерпав резервы снижения затрат на производстве внутри, ищет их снаружи - делает попытки оптимизировать цепь поставок. Для нас это пока в новинку, хотя со временем этот вопрос также будет стоять на повестке дня.

- В этой связи возникает вопрос: создание транспортных коридоров в глобальном, планетарном масштабе также будет служить целям оптимизации и снижения затрат?

- Несомненно. А для России - это особенно актуально. Международные транспортные коридоры позволят значительно сократить время пути продвижения товаров из Европы в Азию и на Восток, и наоборот. А значит, снизить затраты: время - деньги. - В завершение хотелось бы услышать Ваш совет специалиста руководителям торговых предприятий: как снизить затраты? - Во-первых, необходимо заняться оптимизацией номенклатуры товаров в соответствии с потребностями покупателей. Во-вторых, усилить степень согласованности в работе с розничной сетью и производителями. В-третьих, стремиться к сокращению величины складских запасов и, наконец, постоянно держать в поле зрения, контролировать всю цепочку прохождения товара.

Беседу вела Елена ПОНОМАРЕВА


Предложение авторам статей и книг

 

 

   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100