По мнению многих ученых с мировым именем, логистика относится к числу
наиболее значимых наук XXI в. Сегодня специалисты, обладающие знаниями
логистики, востребованы практически во всех отраслях производства и сферы
услуг. Разумной реакцией на эту возрастающую потребность явилось включение
дисциплины «Логистика» в учебные программы более 200 российских вузов, а
также открытие в высшей школе новой специальности 062200 «Логистика».
Министерство образования РФ разрешило в прошлом году начать в
экспериментальном порядке набор абитуриентов на данную специальность шести
экономическим и одному техническому вузу.
Эксперимент, результаты которого будут известны только через пять лет,
представляет лишь первый шаг к началу подготовки кадров новой специальности,
причем ориентированный в основном на вузы экономического профиля.
Указанная ориентация не позволяет в достаточной мере выявить те широкие
возможности и определить особенности подготовки дипломированных логистиков,
которые имеют отраслевые технические вузы России. Этот вывод обосновывает в
своей статье Леонид МИРОТИН, доктор технических наук, профессор МАДИ ТУ,
председатель Всероссийского координационного совета по логистике.
Приветствуя сам факт проведения Минобразованием РФ в семи вузах Москвы,
Санкт-Петербурга и Ростова эксперимента по открытию специальности 062200
«Логистика», важно отметить, что о его результатах можно будет объективно
судить лишь через пять лет и не только по набору студентов, но главным
образом по востребованности дипломированных кадров работодателями.
Для проведения эксперимента были выбраны шесть вузов экономического
профиля – три в Москве (ГУ Высшая школа экономики, Российская экономическая
академия им. Плеханова, Государственный университет управления), два в
Санкт-Петербурге (Государственный университет экономики и финансов и
Государственная инженерно-экономическая академия), а также Ростовская
государственная экономическая академия. Разрешение на подготовку кадров по
новой специальности получил и Московский государственный технический
университет им. Н.Э. Баумана.
Можно не сомневаться в высокой квалификации профессоров и преподавателей
логистики в этих вузах. Перед ними стоит архисложная задача – обеспечить
фундаментальность базового образования по новой специальности, которое
должно вобрать в себя все существующие направления организации и оптимизации
управления материальными, а также сервисными потоками, их информационного и
финансового обеспечения. Важно также, чтобы студенты научились находить
взаимосвязи логистических процессов с менеджментом, маркетингом и их
инструментарием, пользоваться аппаратом прикладной математики и информатики
для решения оптимизационных задач. Необходимо, чтобы они получили достаточно
глубокие знания не только по основам производственных, транспортных,
торговых, складских, снабженческих, сбытовых процессов, объединяемых
логистическими связями, но и по используемым при этом техническим средствам
и ресурсам. Иными словами, студенты, прошедшие обучение по новой
специальности, должны обладать весьма разносторонним арсеналом теоретических
и прикладных знаний.
90-е годы прошлого века можно с полным правом считать временем прихода
логистики в Россию. Однако в отечественном толковании этой науки сразу же
возникли противоречия. От совсем недавнего отрицания логистики (как
«буржуазной лженауки») ее стали интерпретировать лишь как одну из ветвей
общей экономической науки. Такой подход может привести к повторению ошибок
недалекого прошлого, когда дипломированный экономист общего профиля, не
обладавший конкретными знаниями особенностей того или иного производства, не
признавался руководителями предприятия как полноценный специалист. Никому не
были нужны и первые выпускники учебных институтов управления, наивно
рассчитывавшие сразу же после окончания вузов получить высокие должности
руководителей предприятий.
Вывод однозначен: не получив достаточных профессиональных знаний и
навыков в определенной сфере деятельности и имея лишь общее представление о
ней, нельзя заниматься ее совершенствованием или оптимизацией связанных с
ней потоковых процессов.
Представляется, что указанное противоречие может быть преодолено при
открытии факультетов по рассматриваемой специальности в ряде отраслевых и
ведомственных инженерных вузов, имеющих кафедры логистики, квалифицированный
профессорско-преподавательский состав, собственные учебные издания в этой
области знаний.
К таким вузам можно было бы отнести ряд транспортных, строительных,
машиностроительных, лесотехнических, торговых. Что касается транспортных
вузов, то многие из них уже накопили опыт подготовки логистиков в рамках
специализаций на факультетах управления перевозочными процессами. Так, в
Московском автомобильно-дорожном институте (техническом университете)
успешно налажена на коммерческой основе курсовая система подготовки
практиков-логистиков по уже отработанным учебным программам. Они постоянно
совершенствуются и в настоящее время полностью удовлетворяют запросам
предпринимателей, бизнесменов, управленцев предприятий, а также
государственных органов и структур. Об этом можно судить по отсутствию
проблем с набором слушателей.
Только на курсах Московского транспортного института при МАДИ (ТУ) за
последние три года прошли обучение свыше 300 специалистов, получившие
глубокие знания в области логистики и соответствующий сертификат (диплом или
свидетельство), который позволили большинству из них занять высокие
должности, преодолев конкурс в солидных рекрутинговых агентствах, или
продвинуться по служебной лестнице в своих компаниях.
Многие докторанты, аспиранты и соискатели ученых степеней отраслевых
вузов защитили докторские и кандидатские диссертации в области логистики и
остались работать в этих вузах, создав самобытные научные школы.
Ряд российских технических вузов в течение последних трех лет через
специализации на факультетах менеджмента и коммерции освоили подготовку
выпускников с логистическим уклоном. Опыт МАДИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МХТУ
им. Д.И. Менделеева, Ростовского и Новосибирского строительных институтов,
Московского государственного университета путей сообщения, Саратовского
политехнического университета, Волгоградского, Северо-Кавказского,
Тверского, Хабаровского технических университетов, Петербургской и
Дальневосточной морских академий, речных академий Москвы и Санкт-Петербурга,
где сложились прекрасные научные школы, убеждает в реальности и
эффективности расширения эксперимента по открытию в них специальности
062200.
Кстати говоря, по инициативе именно этих вузов был создан Всероссийский
координационный совет по логистике (КСЛ), под эгидой которого выпущены
учебники и учебные пособия, утвержденные Минобразованием РФ, причем написали
их профессора и преподаватели, не работающие в вузах, где сейчас проводится
эксперимент.
По инициативе КСЛ Академией транспорта РФ в 2000 г. была создана
подсекция «Транспортная логистика», куда вошли более 20 действительных
членов и членов-корреспондентов и которая продолжает пополняться новыми
членами. В 2001 г. в составе секции «Коммуникации» Российской инженерной
академии предполагается создание подсекции «Промышленная логистика», куда
будут приглашены ведущие инженеры, работающие в различных сферах
операционной логистики, из отраслевых инженерных вузов страны, НИИ, КБ,
предприятий, компаний и фирм, занятых промышленным производством.
Мне представляется, что уже сейчас, не дожидаясь 2005 г., когда будут
подведены первые итоги эксперимента по подготовке выпускников новой
специальности, необходимо «открыть для нее двери» и другим отраслевым вузам,
как это было сделано для МГТУ им. Н.Э. Баумана. Чтобы не перегружать уже
созданное учебно-методическое объединение (УМО) в Высшей школе экономики,
возможно, например, на базе Государственного университета управления (ГУУ) в
г. Москве, который представлен в эксперименте только Институтом логистики и
инноватики, создать УМО по направлению «Прикладная логистика».
Я надеюсь, что на мою публикацию откликнутся мои коллеги, которым
небезразлична судьба этой новой специальности, еще не получившей только в
России «права гражданства». Накопленный мировой опыт логистического
менеджмента, прекрасно изложенный в только что переведенном на русский язык
учебнике Доннальда Дж. Бауэрсокса и Дейвида Дж. Клосса (здесь я хочу
отметить большую работу редактора проф. В.И. Сергеева), с почтительностью
осваиваемый мною в последнее время, позволяет быть твердо уверенным в
торжестве нашего общего дела, столь нужного для экономики России.