«…фирмы, достигшие стратегических преимуществ
благодаря компетентности в логистике, определяют
характер конкуренции в своих отраслях»
Д. БАУЭРСОКС, Д. КЛОСС
Современная экономика России все в большей степени поворачивается
в сторону системных структурных преобразований, ориентированных
на логистику. Перспективы новой экономики характеризуются эффектом
интеграции, вызванным существенным снижением затрат и качеством
обслуживания потребителей.
Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим
предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так
же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия
развития экономики России настоятельно требуют создания условий
по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих
инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно
они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять
поставки продукции потребителю.
Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике,
становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние
ее традиционных сфер применения и образование качественно новой
стратегической инновационной системы – интегрированной логистики.
Наиболее ярко это проявляется не только в межфункциональной координации
внутри фирмы, но и преодолением межфирменных, межотраслевых границ
в эффективных интегрированных логистических цепочках.
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:
- Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического
элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.
- Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических
цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических
сетей.
- Технологические возможности в области новейших информационных
технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления
всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.
Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса
и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости
материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа
посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности
их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий
становится возможным при трансформации существующих логистических
систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий
в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ,
связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа
«колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением
качества функционирования всей системы. Основная причина их создания
кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных
ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности
других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения
экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого
делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия,
которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов,
требующих интеграции.
А - финансовый поток, обслуживающий снабжение (поставщиков)
В - поставка комплектующих, материалов
С - продвижение товарного потока
D - выручка от реализации продукции и услуг
Интегрированная логистика позволяет наиболее эффективно реализовать
цели бизнеса и государства. На максимизацию прибыли будут влиять
такие факторы, как конкурентная позиция (позиционирование), конкурентная
цена, низкие издержки и структура отрасли. Интегральная ответственность
за уровень издержек связана в этом случае не то только внутрифирменными
затратами. Она также включает в себя ответственность за эффективность
и своевременность поставок, выбор между производством продукции
и ее приобретением у поставщиков. Управление базируется на методе
вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный
процесс (интегрированную логистику) с целью предотвращения нерациональных
потерь материальных и других ресурсов. Однако, большинство российских
предприятий управляется на основе традиционных методов и не приспособлено
к извлечению дополнительного эффекта от логистики. Таким образом,
логистику предприятия можно рассматривать как интегрированный процесс
по обеспечению создания потребительной стоимости с наименьшими затратами.
До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно
рыночная ориентация. Однако, для обеспечения стабильной рентабельности
предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция
ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически
развитых странах, неизбежно приводит нас к переосмыслению роли интегрированной
логистики. С этой точки зрения интегрированная логистика имеет следующие
особенности, которые оказывают прямое воздействие на эффективность:
- формирование и использование ключевых компетенций, что предполагает
особо эффективное сочетание ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
- сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной стратегической
перспективе;
- возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать
дополнительные услуги.
Существующий экономический механизм на предприятиях сосредотачивает
внимание преимущественно на процессах, происходящих внутри предприятия.
Его цель – доведение до максимума разницы в цене между закупками
и реализацией. Интегрированный логистический подход, использующий
«цепочку ценностей», ориентирован на всех участников. Цепочки ценностей
(логистические цепочки) содержат пять областей эффективности:
- связь с поставщиками;
- связь с потребителями · технологические процессы внутри одного
подразделения;
- логистические процессы между подразделениями внутри предприятия;
- логистические связи между предприятиями в логистической цепочке.
Системы предприятий, построенные по этому типу, нацелены на существенное
снижение затрат за счет ускорения оборачиваемости капитала, сокращения
времени выполнения заказов, координацию работы с сетью поставщиков.
С точки зрения интегрированной логистики модель функционирования
предприятия, построенная по критерию «В2В» («бизнес для бизнеса»)
будет выглядеть следующим образом:
Анализ приведенных схем позволяет выделить ключевые
сферы компетентности логистики, обеспечивающие конкурентоспособность
предприятия или группы предпрятий Компании мирового класса обычно
демонстрируют результаты выше среднеотраслевых во всех важных сферах
компетентности, но стремятся к особым достижениям лишь в нескольких
очерченных руководством ключевых областях.
Как правило, среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют
следующие (см. Рис. 3):
- управление запасами;
- транспортировка;
- логистическая информация;
- логистическая инфраструктура;
- складское хозяйство, грузопереработка и упаковка.
Рис.3 Ключевые сферы компетентности интегрированной логистики
Из Рис. 3 видно, что логистика направлена на достижение высокого
качества обслуживания потребителей на основе интеграции ключевых
компетенций. Это позволяет выработать современные технологии логистического
менеджмента и добиться высокого уровня конкурентоспособности. Успехи
в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если
они обеспечивают повышение общей эффективности интегрированной логистической
системы. Особо следует выделить логистическую информацию, которая
составляет важнейший стратегический ресурс логистики. Использование
электроники позволяет снизить издержки логистики благодаря более
эффективному управлению информационными потоками, увеличению их
скорости и координации. Классики интегрированной логистики Д. Бауэрсокс
и Д. Клосс справедливо подчеркивают: « Фирмы с передовыми логистическими
системами считают, что дешевле с помощью информации искать оптимальные
решения, чем осуществлять неоптимальные перемещения запасов». Информационные
ресурсы интегрированной логистики мы представляем в виде своеобразного
«дерева», состоящего из 12 базовых элементов. (см. Рис. 4)
Forlog Services SA управляет всей цепочкой поставки оборудования
Компания Forlog Services SA является одной из немногих действующих
в России компаний, способной предоставить полный спектр услуг по
управлению материально-техническим снабжением предприятий. Изначально
компания создавалась как центр контроля поставок медицинского оборудования
в Россию, в рамках международного проекта. Организаторы: Международный
банк и Фонд «Российское Здравоохранение». К исполнителю проекта
Международный банк выдвинул следующие требования:
- обязательное наличие передовой информационной системы;
- отслеживание поставки должно проходить в режиме реального времени;
- все стадии документооборота должны быть учтены и контролируемы;
- по запросу Фонда «Российское Здравоохранение» должны даваться
отчеты любой формы и сложности на основании реальной оперативной
информации.
Компания осуществляла контроль всей цепочки поставки оборудования,
начиная от поставщика, до конечного получателя. После раскомплектации
на региональном складе, оборудование доставлялось конечному получателю
определенного региона России.
Поставленные Международным банком задачи были решены Российской
компанией «ИнтегПрог-Сервис», которая провела комплекс работ по
созданию логистической информационной системы контроля поставок
с использованием разработок французской фирмы «Data Dynamic Systems».
Система контроля, разработанная на базе «Pro Shipper Data» позволяет
полностью отслеживать последовательность контрольных событий, обусловленных
географическим перемещением груза и изменением его состояния, начиная
от отправки всей поставки поставщиком и заканчивая получением отдельной
партии товара заказчиком. Кроме того, система позволяет отслеживать
финансовую информацию по товару: учитывается не только стоимость
товара, но и связанные с ним дополнительные расходы.
Именно инструментарий интегрированной логистики наиболее
полно обеспечивает стабильность предприятия в рыночной среде, обеспечивая
эффективный выбор и комбинацию ключевых компетенций.
Таким образом, достижение стратегических целей современного
предприятия возможно только при интеграции функций логистики.
Перевод экономики России на рыночные отношения диктует необходимость
пересмотра существовавших при планово-административной системе хозяйствования
принципов государственного управления размещением поставок продукции
для федеральных государственных нужд. При выборе номенклатуры комплектующих
и материалов при создании комплексов, систем, образцов техники должны
решаться задачи:
удовлетворения потребностей всех государственных заказчиков в процессе
эксплуатации, ремонта и технического обслуживания продукции меньшим
количеством запасных частей, комплектующих изделий и материалов;
- снижение затрат на закупку продукции на основе развития конкуренции
среди поставщиков;
- поддержка отечественных производителей и поставщиков продукции
для государственных нужд;
- сокращения закупок импортной продукции и расширения экспорта
российской продукции;
- оптимального перераспределения запасов предметов снабжения,
находящихся на складах, между различными государственными заказчиками
и регионами.
Одно из направлений по реформированию экономики России, прежде
всего военно-промышленного комплекса, лежит в плоскости создания
механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие
основных элементов логистики: «поставки-производство-складирование-транспортировка-сбыт»
в рамках решения указанных задач.
Для достижения этих целей особое значение приобретает информационная
интегрированнная логистическая поддержка, позволяющая на всех этапах
жизненного цикла изделий эффективно управлять формированием и выполнением
заказов. По-существу, речь идет о придании промышленности, транспортным
системам страны новых качеств, которые призваны обеспечивать интеграцию
работы государственного и частного сектора экономики на основе межотраслевой
логистической координации.
При этом мы учитываем и мировой опыт применения интегрированной
логистики. После Второй мировой войны логистика становится приоритетным
направлением в функционировании не только ВПК США, Японии, стран
Западной Европы, входящих в НАТО, но и предприятий гражданского
сектора экономики. Наиболее важными новшествами в промышленности
и военной сфере явился переход от управления организацией, ориентированного
на определенный продукт или военную систему «род войск-оружие»,
к управлению с ориентацией на функцию. Эта тенденция имела революционизирующий
характер, как в промышленности, так и в сфере военного планирования.
Последствием ориентации на функцию является тенденция к большей
централизации и координации в едином центре. Именно этому подходу
мы обязаны возникновению современной экономики «золотого миллиарда».
На деловую активность и конкурентоспособность предприятий оказывает
существенное влияние функциональная диверсификация, которая
вырастает из внедрения технологических нововведений, которых так
не хватает, прежде всего, российским промышленным предприятиям.
Она принимает форму интеграции предприятий, занятых на последующих
стадиях изготовления того или иного продукта в рамках одной отрасли,
либо между предприятиями смежных отраслей.
В этом случае предприятия авиапромышленности будут заинтересованы
не только в изготовлении авиационной техники, поставки ее по лизингу,
но и в эффективной ее эксплуатации в авиакомпаниях. Наиболее существенной
особенностью данного подхода является устранение традиционных функциональных
структур в гражданских и военных ведомствах, деловых предприятиях
и государственных унитарных предприятиях и замена их логистической
функциональной диверсификацией. Динамика возможных изменений при
применении горизонтальной, вертикальной и логистической интеграции
представлена в таблице 1.
Метод управления, ориентированный на продукт, препятствует быстрому
техническому прогрессу. Стратегическая политика компаний все в большей
степени будет зависеть не от высокого качества выпускаемого в настоящее
время продукта, а от внедрения нововведений на основе механизма
интегрированной логистики. Решающим вопросом для любого предприятия
отрасли будет поиск новых сфер деятельности. Это обязательно приведет
к взаимодействию с предприятиями других отраслей.
В настоящее время в России предпринимаются определенные шаги по
внедрению CALS-технологий, которые рассматриваются как инструмент
организации и информационной поддержки всей цепочки участников по
созданию, производству и реализации продукции на всех этапах жизненного
цикла. Это позволяет сокращать издержки производства и эксплуатации,
повышать уровень сервиса. Эффективное применение этого инструментария
возможно на базе интегрированной логистической поддержки (ИЛП),
являющейся «ядром» концепции CALS-технологий. С помощью ИЛП достигаются
следующие цели:
- обеспечение влияния на разработку и последующую оптимальную
реализацию проекта;
- планирование и оперативное уточнение выделяемых ресурсов;
- поставка ресурсов;
- обеспечение ресурсами с минимальными затратами в течение всего
жизненного цикла.
Интегрированный процесс поставок обеспечивает выбор комплектующих,
кодирование изделий и запчастей, планирование закупок (поставок),
администрирование заказов и др. Системы ИЛП обеспечивают предприятия
оперативной и аналитической информацией в электронной среде, что
делает взаимодействие высокоэффективным. Задача по созданию механизма
логистического управления поставками заключается в технологической
интеграции предприятий в межотраслевом или межрегиональном разрезе.
Центральное место в обновленном механизме управления должны занять
логистические информационные технологии, призванные стать эффективным
инструментом самораскручивания и обновления промышленных предприятий
при активном участии органов государственного регулирования.
Таким образом, интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) -
это информационно-организационное сопровождение послепроизводственных
стадий ЖЦИ: закупка, поставка, внедрение в эксплуатацию, сервисное
обслуживание, включая поставку запчастей. Цель ИЛП – постоянное
совершенствование процессов во всех звеньях логистической цепочки,
сокращение затрат и поддержание изделия ( например, воздушного судна)
в исправном состоянии.МО США на одном из семинаров в России представило
14 новых приоритетов технологических концепций. Среди них – разработка
единой информационной системы логистики для вооруженных сил США
и НАТО. Правительством РФ осуществляется комплекс мер по созданию
программно-технической базы внедрения CALS – технологий в различных
отраслыя промышленности (авиапромышленности, судостроении).
Министерству промышленности, науки и технологий совместно с Министерством
транспорта и другими заинтересованными ведомствами в условиях реструктуризации
органов государственного управления необходимо выработать эффективные
механизмы управления поставками авиационной техники, запчастей и
оказанию сервисных услуг на базе современных информационных технологий.
Основу построения такого механизма мы видим в применении интегрированной
логистики. При этом информационно-логистические центры должны играть
стратегическую роль в функционировании отраслей, превратиться в
аналитический инструмент управления и контроля «критических точек»
межотраслевого взаимодействия.