О чем, в первую очередь, вы задумываетесь, поставив перед собой
задачу развития компании? О технологическом развитии – обновлении
стратегии, организационной структуры, оптимизации бизнес-процессов,
построении логичной, стройной и управляемой системы, позволяющей
гибко реагировать на изменения в окружающей среде? Или же вы считаете
правильным начать преобразования с персонала – формирования команды,
портфеля талантов и компетенций компании?
Пренебрегать технологиями – значит выходить на поле боя с голыми
руками. В свою очередь, недооценка влияния человеческого фактора
может привести к тому, что однажды ваша армия будет представлена
только в вашем лице.
Многочисленные исследования по изучению причин неудач и факторов
успеха инновационных проектов (см. схему 1) показывают, что основными
препятствиями для внедрения изменений в компании являются: либо
неразвитость технологий, либо недостаточное внимание к вопросам
человеческого фактора (управления персоналом).
Схема 1. В чем заключаются основные препятствия для успешного
внедрения стратегических изменений в российских компаниях сегодня?
Вместе с тем, опыт показывает, для успешного проведения преобразований
фокусироваться на чем-то одном - технологиях или кадрах – часто
бывает недостаточно: Вот только пара примеров, почерпнутых из нашей
практики:
«… компанией-заказчиком была сформулирована задача для консультантов
«разгрузить» топ-менеджеров компании, т.к. количество их функций
сильно превосходило средневозможное. Консультантами было предложено
пересмотреть существующую организационно-функциональную структуру
с целью перераспределить функции по всем уровням управления. В ответ
на данное предложение заказчик спросил: а где мне взять сотрудников,
которые бы соответствовали новой организационной структуре?…».
«…президент крупной компании был озабочен взаимодействием в команде
топ-менеджеров. Ключевые руководители были недостаточно сфокусированы
на общем результате, «тянули одеяло на себя», мало кооперировались.
Для решения проблемы консультантами была проведена командообразующая
сессия, в ходе которой менеджеры обсудили существующие в команде
проблемы, выработали единые «правила игры» для улучшения взаимодействия.
Для закрепления полученного результата было решено сформулировать
критерии оценки эффективности (KPI’s) как команды в целом, так и
каждого из ее участников и оптимизировать ключевые бизнес-процессы,
без чего было бы невозможно четко распределить взаимодействие в
команде топ-менеджмента…».
Из приведенных примеров становится ясно, что внедрение изменений в
компаниях часто сопровождается необходимостью решения как
технологических задач управления («жестких» факторов), так и задач,
связанных с человеческими ресурсами («мягких» факторов), причем,
решение и тех, и других тесно взаимосвязано. При этом в значительной
части проектов возникает необходимость именно одновременной работы с людьми и технологиями в рамках преобразований для более «гладкого» их проведения. Приведем некоторые примеры:
В компании пересматривается стратегия. Изменение
бизнес-стратегии неизменно влечет за собой целый ряд таких «жестких»
преобразований, как: пересмотр бизнес-целей подразделений, оптимизация
бизнес-процессов, направленных на достижение данных целей,
совершенствование методологической и ИТ поддержки. Теперь посмотрим,
как изменение «жестких» составляющих бизнеса влечет за собой изменения
«мягких» факторов:
- за изменением стратегии и постановкой новых бизнес-целей неизменно
следует пересмотр стратегии в области персонала – необходимо отдавать
себе отчет, какие люди смогут предварить новую стратегии в жизнь;
- изменение бизнес-процессов влечет за собой изменения в
организационной структуре и, следовательно, создает прецедент для
ротации и набора персонала;
- совершенствование методологической и ИТ поддержки инициируют проведение обучающих и мотивирующих мероприятий для сотрудников;
- также хочется отметить, что для проведения большинства
«жестких» преобразований необходимо регулярное проведение мероприятий,
направленных на «вовлечение» и «поддержание интереса» у сотрудников,
что способствует снижению сопротивления персонала и, тем самым,
способствует успешности проекта.
Происходит смена управленческой команды. Это
связано с проведением последующих кадровых перестановок ключевых
менеджеров, разработкой новой кадровой политики, проведением обучения,
оценки, расстановки и мотивации персонала и т.д. При этом, проводя
соответствие, изменение «мягких» факторов приведет к изменению
«жестких»: новая управленческая команда пересмотрит бизнес-стратегию,
расстановка ключевых менеджеров преобразует организационную структуру,
новая кадровая политика изменит целеполагание и, следовательно,
требования к бизнес-процессам.
Практика показывает, что «точкой отсчета» в проведении преобразований могут выступать как технологии, так и люди. Приоритетность тех или других зависит, в основном, от стиля управления компании «классическая» схема – «сначала ЧТО, а потом КТО» больше подходит компаниям, где бизнес-цели и процессы управления формирует корпоративную культуру. Другая схема – «сначала КТО, потом ЧТО» будет более приемлема там, где система управления складывается на основе ценностей управленческой команды.
В заключении, хочется еще раз обратить внимание на то, что
проведение преобразований в компаниях – процесс непростой и
ответственный, поэтому необходимо уделять большое внимание как
«жестким», так и «мягким» факторам. При этом, приоритетность решения
технологических или «человеческих» задач зависит от стиля управления,
принятого в организации.