Современная организация способна существовать и успешно конкурировать
на рынке лишь при условии постоянного развития и адаптации под изменяющиеся
условия ведения бизнеса. А это означает, что руководство компании,
планируя и достигая определенные цели, постоянно сталкивается с
соответствующими управленческими проблемами - как спланировать работы
во времени и успеть к определенному сроку, какие потребуются ресурсы,
сколько ресурсов и когда именно, сколько это будет стоить, когда
мы должны платить и когда нам. И это только несколько из огромного
моря каждодневных вопросов. Все эти вопросы связаны с неопределенностью,
которая всегда присутствует при реализации проектов.
Анализируя работу любой организации, практически всегда можно выделить
два вида деятельности, которые существуют параллельно: текущие,
повторяющиеся без изменения операции и проекты, направленные на
достижение определенных целей в рамках временных и бюджетных ограничений.
В современной организации трудно найти сотрудников, исполняющих
фиксированный объем работ. Текущая рабочая загрузка большинства
сотрудников меняется в зависимости от проектов, в которых они участвуют.
Любую деятельность нужно планировать и контролировать.
На рисунке 1. показана обобщенная схема позиционирования проекта
по отношению к структуре организации. В представленном на рисунке
варианте проекты осуществляются организацией параллельно с основным
процессом производства. Отметим, что существуют области деятельности,
где реализация проектов является основным видом организации работ
(например, строительная индустрия, уникальное, штучное производство,
разработка информационных систем). Крупные проекты могут планироваться
и осуществляться в рамках нескольких организаций.
Точное формулирование целей и эффективное их достижение являются
залогом успешного развития любой компании. Преуспевающая компания
сегодня - это компания, успешно реализующая проекты.
конфликты между целями проекта и интересами подразделений организации
Система управления, ориентированная на управление неизменными
технологическими процессами, не обеспечивает менеджера необходимой
информацией, когда требуется планирование и управление проектами.
Внедрение единой системы планирования и управления проектами
поможет существенно повысить эффективность реализации проектов.
В основе методов планирования и управления проектами лежит предположение,
что всю деятельность можно разбить на небольшие, поддающиеся контролю
задачи. И тогда всю формальную информацию, используемую менеджером,
можно свести к информации о задачах, которые необходимо выполнить
для достижения поставленных целей, и ресурсах, которые потребуются
для выполнения этих задач. Система управления проектами (УП) содержит
набор функциональных средств, которые помогают менеджеру спланировать
работы, получив временные, ресурсные и стоимостные оценки для
комплекса работ, а затем, в процессе выполнения, отслеживать ход
работ и корректировать план. Рассматриваемые как группа связанных
методов, они являются основой для информационных систем, которые
моделируют комплекс работ и потребности в ресурсах. Эти методы
используют оценки требуемых объемов работ, и позволяют менеджеру
регулировать выполнение работ по времени, стоимости, составу работ,
качеству и организационной структуре исполнения.
Система управления проектами представляет собой организационно-технологический
комплекс методических, технических, программных и информационных
средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов
планирования и управления проектом, в основе котрого лежит программное
обеспечение календарного планирования.
Тщательно составленная информационная модель предоставляет руководству
и членам команды возможность принимать приемлемые и обоснованные
решения на протяжении всего проектного цикла. Соответствующая
организация управления может обеспечить построение процедур анализа
качества выполнения работ, которая фокусирует внимание руководства
на достижении поставленных целей.
Информационная модель проекта, разработанная на начальной стадии
планирования, подвергается в дальнейшем переработке в процессе
его реализации. Таким образом, базовые методики календарного планирования
используются на протяжении всего жизненного цикла проекта.
Основные преимущества использования информационной системы для
управления проектами включают:
средства организации групповой работы.
Набор базовых функциональных возможностей систем данного класса
представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Базовые функциональные возможности системы
календарного планирования
Средства описания комплекса работ проекта, связей между
работами и их временных характеристик |
Описания глобальных параметров планирования проекта
Описание логической структуры комплекса работ
Многоуровневое представление проекта
Назначение временных параметров планирования задач
Поддержка календарей отдельных задач и проекта в целом
|
Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту
и назначения ресурсов и затрат отдельным работам проекта.
|
Организационная структура исполнителей
Ведение списка наличных ресурсов, номенклатуры материалов
и статей затрат
Поддержка календарей ресурсов
Назначение ресурсов работам
Календарное планирование при ограниченных ресурсах
|
Средства контроля за ходом выполнения проекта. |
Фиксация плановых параметров расписания проекта в базе
данных
Ввод фактических показателей состояния задач
Ввод фактических объемов работ и использования ресурсов
Сравнение плановых и фактических показателей и прогнозирование
хода предстоящих работ
|
Графические средства представления структуры проекта, средства
создания различных отчетов по проекту. |
Диаграмма Ганта (часто совмещенная с электронной таблицей
и позволяющая отображать различную дополнительную информацию)
PERT диаграмма (сетевая диаграмма)
Создание отчетов, необходимых для планирования и контроля
|
Программное обеспечение для управления проектами традиционно
разделяется на профессиональные системы и системы для массового
пользователя.
Профессиональные системы предоставляют более гибкие средства
реализации функций планирования и контроля, но требуют больших
затрат времени на подготовку и анализ данных и, соответственно,
высокой квалификации пользователей. Второй тип пакетов адресован
пользователям-непрофессионалам, для которых управление проектами
не является основным видом деятельности. От пользователей, использующих
пакеты планирования лишь время от времени при необходимости спланировать
небольшой комплекс работ или ввести фактические данные по проекту
трудно ожидать серьезных затрат времени и усилий на то, чтобы
освоить и держать в памяти какие-либо специфические функции планирования
или оптимизации расписаний. Для них более важным является простота
использования и скорость получения результата.
Даже дешевые пакеты сегодня способны поддерживать планирование
проектов, состоящих из десятков тысяч задач и использующих тысячи
видов ресурсов. Основные различия между системами проявляются
в реализации функций ресурсного планирования и многопроектного
планирования и контроля.
3. Пакеты календарного планирования - решение для всего предприятия
Только сейчас, в конце 90-х, у менеджеров появились системы управления
проектами, которые предлагают простой доступ к информации о множестве
одновременно выполняющихся проектов. Системы управления проектами
перестали быть лишь средством создания и оптимизации модели проекта,
они превращаются в ядро сбора и обработки данных о проекте в режиме
реального времени. Два технологических преимущества сделали все
это доступным:
открытый доступ - операционная среда, позволяющая автоматически
осуществлять обмен данными между системами управления проектами
и другими типами приложений. Если данные хранятся в базах данных
(БД), как это делается в системах сетевого планирования, открытый
доступ может осуществляться с помощью ODBC; "клиент-серверная"
SQL-архитектура - децентрализованная, гибкая архитектура, позволяющая
множеству пользователей совместно использовать ресурсы, согласовывать
расписания в рамках всего предприятия и приводить данные проектов
в соответствие с другими корпоративными данными.
Эти два преимущества основательно изменили системы управления
проектами и соответственно возможности организации эффективного
управления проектами.
Внедрение единой системы управления проектами в организации,
как правило, требует: стандартизации и взаимной увязки управленческих
процессов и информационных потоков как по стадиям реализации проектов,
так и по уровням принятия решений, интеграции системы управления
проектами с другими корпоративными информационными системами.
Возможности эффективного внедрения системы управления проектами
во многом зависят от возможностей настройки пакета на специфические
показатели конкретных проектов, гибкости средств обмена данными,
возможностей стандартизации управленческой среды и обеспечения
групповой работы с данными проекта.
Microsoft Project 98 и Time Line 6.5 - недорогие
пакеты управления проектами, просты в использовании, доступны
для новичков и непрофессионалов. Содержат базовые возможности,
позволяющие осуществлять достаточно гибкое планирование и управление
людскими ресурсами, поддерживают несложное многопроектное планирование
и контроль.
Project 98, как и следовало ожидать, один из лидеров по возможностям
объединения участников проекта средствами электронной почты или
интранет. При описании ресурса для каждого исполнителя может быть
указан адрес его электронной почты. Тогда для рассылки информации
о работах по исполнителям достаточно выполнить команду TeamAssign,
а для запроса информации о состоянии работ - команду TeamStatus.
Информация о работах проекта может сохраняться в формате HTML
и публиковаться на внутреннем Web-сервере. Кроме стандартных форматов
файлов Microsoft Project: MPP и MPX, пользователь теперь может
сохранить информацию о проекте в форматах ODBC, Excel и Access
8.0. Формат MPD (Microsoft Project Database) позволяет хранить
все данные о проекте в структуре доступной как из Project 98,
так и из Access 8.0.
Что касается Time Line, то система позволяет хранить все данные,
касающиеся проектов организации в единой SQL базе данных. Отдельный
модуль импорта/экспорта позволяет обмениваться данными с другими
пакетами УП (MS Project, Time Line 1.0 for Windows), базами данных
(dBASE) и электронными таблицами. Time Line 6.5 поддерживает стандарты
ODBC, OLE 2.0, DDE, поддерживает макроязык Symantec Basic.
Однако, возможности дешевых систем, к которым относятся MS Project
и Time Line, не позволяют в полной мере реализовать режим многопользовательской
работы с информацией проекта, поскольку не обеспечивают режим
распределенного ввода данных и системы ограничения доступа к данным.
Open Plan Professional (Welcom Software) - представитель
класса профессиональных систем. Одним из основных отличий системы
являются мощные средства ресурсного и стоимостного планирования,
которые позволяют значительно облегчить задачу нахождения наиболее
эффективного распределения ресурсов и составления их рабочего
расписания. Кроме того, пользователями интегрированной системы
управления проектами организации являются как профессиональные
менеджеры, осуществляющие согласование и оптимизацию планов проектов,
анализ рисков, прогнозирование и т.д., так и участники проектов,
выполняющие сбор, уточнение и актуализацию данных, готовящие отчеты.
Если для профессионалов важна мощность и гибкость предоставляемых
системой функций планирования и анализа состояния проектов, то
для остальных пользователей важней простота и прозрачность системы.
Только Open Plan обеспечивает сегодня как полную интеграцию между
профессиональной и "настольной" версиями системы, так и открытость
для обмена данными с внешними приложениями.
Open Plan поставляется в двух вариантах – Professional и Desktop
– каждый из которых отвечает различным потребностям исполнителей,
менеджеров и других участников проекта. Обе версии работают с
одной базой данных - нет необходимости в обмене данными. Совместное
использование профессиональной и "облегченной" версий системы
управления проектами позволяет не только учесть потребности всех
групп пользователей, но и значительно снизить стоимость решения.
К основным преимуществам Open Plan относится то, что он может
работать с данными любого профиля, имеющими отношение к жизнедеятельности
предприятия. Программное обеспечение Welcom можно настроить на
работу с разнообразными базами данных благодаря объектно-ориентированной
и клиент-серверной архитектуре. Open Plan обладает прямым доступом
к SQL базам данных. Пользователь может выбрать в каком формате
хранить данные по проектам (в собственном формате Open Plan, в
форматах Oracle, SQL Server, Sybase, xBase).
Open Plan обеспечивает ограничение доступа к данным проекта,
позволяя предоставлять различные права на доступ к определенным
данным, делая их доступными ограниченному кругу лиц и регулируя
их совместное использование. Средство "Директор управления проектами",
встроенное в Open Plan, позволяет упорядочить применение стандартных
элементов проектов и процедур. В Open Plan предлагается 65 моделей,
построенных на базе руководств PMI (Института Проектного Менеджмента,
США), которые можно настроить для создания документов, отвечающих
требованиям C/SCSC и ISO стандартов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятия проект и управление проектами связаны с необходимостью
управления изменениями. Управление проектами является неотъемлемой
частью повседневной деятельности руководителей разного уровня.
Многие руководители необходимость использования формализованных
методов управления проектами все еще связывают с крупными проектами,
такими как запуск межпланетной станции, разработка нового вида
вооружений или строительство атомной электростанции. Однако, даже
в организациях ориентированных на серийное производство реализация
проектов составляет значительную часть деятельности.
Применение формализованных методов управления проектами позволяет
более обоснованно определять цели инвестиций и оптимально планировать
инвестиционную деятельность, более полно учитывать проектные риски,
оптимизировать использование имеющихся ресурсов и избегать конфликтных
ситуаций, контролировать исполнение составленного плана, анализировать
фактические показатели и вносить своевременную коррекцию в ход
работ, накапливать, анализировать и использовать в дальнейшем
опыт реализованных проектов. Таким образом, система управления
проектами является одной из важнейших компонент всей системы управления
организацией.
Идеальной программы для автоматизации управления проектами, удовлетворяющей
всем без исключения требованиям предприятия не существует.
Важным условием правильного выбора системы управления проектами
является понимание того, что именно вы хотите получить от системы
и разделение критичных и второстепенных требований - какие ее
возможности вам необходимы, какая учетная информация. Именно качество
внедрения системы определяет различие между "хорошим" и "плохим"
пакетом. Внедрение системы управления проектами должно проводиться
поэтапно и быть тщательно спланировано.
Литература
1. Полковников А.В., Корпоративная система управления проектами,
Электронный офис, 1997, Октябрь
2. Полковников А.В., Линия на которой побеждают время, Электронный
офис, 1997, Октябрь
3. Полковников А.В., Microsoft Project 98 - новые возможности,
PC WEEK/RU, 1998, N2
4. Полковников А.В., Управление проектами - выбор, внедрение и
использование ПО в России, PC WEEK/RU, 1996, N34-35
Предложение
авторам статей и книг