В настоящее время в России практически одновременно происходит
широкое распространение двух, на первый взгляд, не связанных между
собой профессиональных направления – коучинг и управление проектами.
Что такое коучинг?
Доклад Д. Димитриева на 17-м Всемирном конгрессе по управлению проектами
1. ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России практически одновременно происходит
широкое распространение двух, на первый взгляд, не связанных между
собой профессиональных направления - коучинг иуправление проектами.
Пояснять перед данной аудиторией, что такое управлен ие проектами
[6], было бы глупо и невежливо, но предложение остановить вкратце
ваше внимание на понятии коучинга, на мой взгляд, не затронет чувств
аудитории.
Изначально коучинг обозначал сопровождение консультантом сотрудника
на рабочем месте с целью развития у последнего необходимых навыков
и умений. В дальнейшем коучинг выделился в самостоятельное
профессиональное направление, защищаемое профессиональными объединениями,
например Международной федерацией коучинга (ICF)[7]. По мере развития
коучинга сформировались основные методы и технологии проведения
индивидуального и группового коучинга, диентологические нормы и
правила. На настоящий момент коучинг включает в себя техники заимствованные
или аналогичные существующим в следующих областях деятельности:
проведение бизнес-тренингов (активные формы обучения в форме практических
и аналитических упражнений, направленных на развитие и формирование
установок, умений и навыков, необходимых для эффективного исполнения
профессиональных обязанностей в области бизнеса), психотерапевтическое
консультирование по вопросам личностного роста (развитие личностных
особенностей и качеств, необходимых для гармоничного развития личности),
процессное консультирование (ориентированное на развитие бизнес-процессов
консультирование заказчиков по вопросам ведения бизнеса и достижения
необходимых производственных и коммерческих целей) и ассессмент
(система детальной оценки деловых и профессиональных качеств человека
по отношению к определенному роду профессиональной деятельности
с выдачей рекомендаций по его индивидуальному развитию)[2].
Основная задача коучинга - организовать эффективный процесс самостоятельного
достижения стоящих перед человеком целей и задач, включающий в себя
профессиональное и личностное развитие, необходимое для достижения
данных целей [5].
Коучинг занимает специфическое место среди методов профессионального
развития и в первую очередь предназначен для адаптации человека
к конкретным задачам и условиям его профессиональной деятельности.
Наибольший эффект от коучинга достигается в том случае, когда он
проводится после тех или иных методов профессиональной подготовки
и обучения [5].
Постепенно в рамках коучинга появились различные специализации.
Например, индивидуальный коучинг для руководителей высшего звена,
коучинг в области маркетинга и т.д. На наш взгляд, видится весьма
перспективным применение методов коучинга и в областиуправления
проектами с целью повышения профессионального уровня руководителей
и участников проектов.
В связи с этим, на базе школы управления проектами - комплекса
тренингов, созданного в результате успешной реализации совместного
проекта Международного института менеджмента и Академии АйТи - нами
была построена коучинг-школауправления проектами [4].
2. ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ КОУЧИНГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ ОТ СЕМИНАРОВ
И ТРЕНИНГОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ
В сфере подготовки специалистов по управлению проектами наиболее
близкими по содержанию и методам работы являются семинары и тренинги
по управлению проектами [4]. Во всех трех случаях применяются активные
формы обучения, технические средства обучения, ориентация на практическую
направленность обучения, сравнительно краткосрочные обучающие сессии
(от 1 до 7 дней), очная форма обучения, малые группы обучаемых (от
2 до 16 человек). Область применения всех вышеперечисленных методов
также близка - развитие знаний, умений и навыков в областиуправлен
ия проектами. Поэтому для более точного осознания реальных отличий
данных методов предлагаю Вашему вниманию следующую сравнительную
таблицу 1. В данной таблице приведены отдельные параметры сравнения,
отобранные автором для более явной иллюстрации особенностей каждого
из методов.
Таблица 1. Сравнение активных методов обучения управлению проектами.
Критерий сравнения
|
Коучинг
|
Тренинг
|
Семинар
|
Практическая направленность
|
Участники прорабатывают свои текущие проекты, усваивая необходимые
для этого знания, умения, навыки и установки в области управления
проектами. Участники самостоятельно переносят приобретенный
опыт на последующие проекты, которые не прорабатывались в
ходе коучинга.
|
На основе базового примера проекта участники учебного процесса
развивают в себе установки, навыки и умения, необходимые для
управления различными проектами и самостоятельно переносят
приобретенные навыки и умения на свою конкретную практику
управления проектами.
|
Участники учебного процесса обсуждают усваиваемый материал
в привязке к своей практике управления проектами. Участники
задают вопросы о конкретном приложении тех или иных методик,
техник и технологий к своей практике. Участники самостоятельно
развивают навыки и умения в областиуправления проектами.
|
Фазы жизненного цикла проекта
|
На текущих проектах участники могут проработать соответствующие
задачи и вопросы в привязке к актуальным фазам проекта. Те
фазы проектов, которые происходят вне периода обучения, изучаются
в режиме тренинга.
|
Участники на конкретном примере овладевают навыками управления
проектами в применении к условиям и особенностям соответствующих
фаз жизненного цикла проекта. В дальнейшем участники самостоятельно
переносят приобретенные навыки на реальные проекты.
|
Участники приобретают основные знания о жизненных фазах проекта
и самостоятельно применяют их на практике. Участники могут
обсудить потенциальные вопросы и задачи, связанные с соответствующими
жизненными фазами проекта.
|
Стадии управления проектом
|
Участники прорабатывают стадии управления проектом на текущих
проектах. В тех случаях, когда режим обучения отличается от
графика реализации текущих проектов, участники прорабатывают
"выпадающие" стадии на этапе разработки своего проекта.
|
Участники прорабатывают основные аспекты стадий управления
проектом на учебном примере.
|
Участники приобретают основные знания о стадиях управления
проектом и обсуждают их практическое применение.
|
Инструменты управления проектами
|
Все инструменты управления проектом, необходимые для реализации
текущих проектов участники прорабатывают аналогично предыдущему
пункту. В дальнейшем участники самостоятельно переносят навыки
в области владения инструментамиуправления проектом на другие
проекты, а также на другие стадии управления проектом.
|
Основные и наиболее часто потребляемые на взгляд тренера-консультанта
или Заказчика обучения инструменты управления проектами участники
прорабатывают на учебном примере. В дальнейшем участники самостоятельно
переносят приобретенные навыки в области владения инструментамиуправления
проектом на свои реальные проекты.
|
Участники приобретают знания о системе инструментов управления
проектами и практических аспектах из применения на приводимых
преподавателем примерах. В дальнейшем участники самостоятельно
осваивают навыки и умения в области применения инструментовуправления
проектами.
|
Методическая целостность
|
Методическая целостность знаний, навыков и умений в области
управления проектами достигается путем:
интеграции
и систематизации знаний на основании стандарта, например,
НТК
интеграции
и систематизации личного опыта участника в области управления
проектами
интеграции
и систематизации знаний и навыков на основе текущего проекта
интеграции
опыта и знаний преподавателя (коуча) и участников в области
управления проектами
формирования
отчетов и резюме по текущим и прошлым проектам
|
Методическая целостность знаний и навыков в области
управления проектами достигается путем:
интеграции
и систематизации знаний на основании стандарта, например,
НТК
интеграции
и систематизации знаний и навыков на основе учебного примера
интеграции
опыта и знаний преподавателя (тренера-консультанта) и участников
в области правления проектами
формирование
отчетов и резюме по текущим проектам
|
Методическая целостность знаний в области управления проектами
достигается путем:
интеграции
и систематизации знаний на основании стандарта, например,
НТК
изложения
интегрированного преподавателем опыта в области управления
проектами
формирование
отчетов и резюме по текущим проектам
|
Наличие или отсутствие текущих проектов у участников
|
Снижает конечный эффект данного метода обучения.
|
В незначительной мере снижает конечный эффект данного метода
обучения.
|
Не влияет на конечный эффект данного метода обучения.
|
Контроль усвоения знаний, умений и навыков
|
Успешность управления текущими и последующими проектами.
|
Успешность выполнения практических упражнений на базе учебного
примера.
|
Экзамен или тестирование.
|
Основные преимущества метода
|
Высокий
уровень индивидуального подхода к обучению
Высокая
степень контролируемости приобретенных знаний, навыков и умений
в областиуправления проектами
Возможность
наработки не только знаний и навыков, но и коррекции установок
и отношений
Максимальная
привязка к конкретной практике управления проектами участников
Обратная
связь тренера-консультанта и группы на применение знаний и
навыков по управлению проектами
Возможность
широкого обмена опытом и практическими наработками между участниками
Для участников
как Заказчиков коучинг представляет собой еще и способ экономии
на сравнительно дорогостоящем консультационном сопровождении
текущего и последующих проектов
|
Возможность
индивидуального развития навыков и умений
Возможность
наработки не только знаний, но и навыков
Возможность
практически опробовать применение инструментов и методов управления
проектами
Обратная
связь тренера-консультанта и группы на применение знаний и
навыков по управлению проектами
Возможность
широкого обмена опытом и практическими наработками между участниками
|
Высокая
степень интеграции и системности знаний в области управления
проектами
Возможность
работы с профессионально разнородной группой
Создание
единой теоретической базы для всех групп, проходящих обучение
Возможность
эффективного донесения основных стандартов и правил в области
управления проектами до широких слоев населения
Возможность
обмена опытом с другими участниками и преподавателем
|
При формировании данной таблицы и проведении соответствующего анализа
использовался опыт проведения обучения в области управления проектами
в Международном институте менеджмента. При этом опыт проведения
семинаров учитывался с 1999 года, опыт проведения тренингов учитывался
с 1997 года, а опыт проведения коучинга поуправлению проектами -
с 2001 года. Работа по развитию методик преподавания в области управления
проектами продолжается, и мы будем рады ознакомить Вас с дальнейшими
результатами и выводами по мере продвижения работ.
При этом работы по развитию методов тренинга и коучинга проводились
и проводятся в соответствии с основными положениями национальных
требований к квалификации менеджеров поуправлению проектами [6]
и исключительно в форме соответствующих проектов.
Как следует из нашего опыта, и что мы постарались отобразить в
таблице, для каждой категории целей профессионального развития в
областиуправлен ия проектами можно подобрать адекватный метод активного
обучения с учетом, как возможностей, так и ограничений, стоящих
перед заказчиком. Также вполне эффективным для ряда ситуаций является
формирование курсов, объединяющих в себе всю палитру методов. Особенно
эффективно это бывает при проведении курса для однородных групп,
представляющихуправление схожими или даже одними и теми же проектами.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В КОУЧИНГ-ШКОЛЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ
Наиболее эффективно коучинг по управлению проектами проходит в
группах, работающих над одними и теми же текущими проектами.
В ситуации, когда группа комплектуется из участников, имеющих разнородный
опыт и в заметной мере различающиеся по содержанию, срокам и иным
параметрам проекты, конечный успех во многом зависит от уровня профессиональной
квалификации собственно коуча. При этом квалификационные требования
распространяются не только на областьуправлен ия проектами, где
рекомендуемый уровень квалификации должен быть не ниже уровня C
по критериям IPMA, но и в области проведения коучинга. Наш опыт
взаимодействия с различными специалистами по обучению и консультированию
в областиуправлен ия проектами показал, что лишь некоторые из них
могли качественно провести занятие с одновременным соблюдением методической
точности и ситуационных требований участников, определяемых специфическими
особенностями их проектов. Достаточно неплохо зарекомендовало себя
при разрешении таких ситуаций применение метода Дельфи для интеграции
личного и профессионального опыта участников при сохранении высокой
мотивации на усвоение знаний и навыков. Также полезным оказалось
проведение элементов методики ассессмент-центра на начальных этапах
занятий.
Наиболее оптимальный режим обучения в режиме коучинга с точки зрения
сроков формируется исходя из временных характеристик текущих проектов
[3]. При этом, соответствующие модули занятий проводятся до, на
и по завершении соответствующих стадийуправлен ия проектами. В тех
случаях, когда такое не представляется возможным, компромиссным
вариантом может быть проведение коучинга на стадии планирования
проекта с краткими поддерживающими занятиями на последующих стадиях.
При проведении коучинга на основе управления сложным проектом,
в рамках которого производится четкое распределение ответственности
за различные сферы и области проекта, возможно проведение отдельных
модулей для групп специалистов поуправлению проектами по отдельным
направлениям и процессам управлен ия проектами. Например, в одной
из компаний был выделен отдельный модуль коучинга по правлению качеством
в проекте. Также мы работали в ситуации, когда наряду с общим коучингом
поуправлению проектом для выделенной группы участников команды проектов
проводился отдельный модуль по управлению рисками в проекте. Опыт
в этом аспекте коучинга по управлен ию проектами в настоящий момент
проходит систематизацию, результаты которой, возможно, уже могут
быть готовы к моменту проведения Конгресса.
Большое значение при проведении коучинг-занятий придается также
системе "домашних заданий", которые заключаются в применении тех
или иных методовуправления проектами для решения конкретных практических
задач в перерывах между отдельными занятиями.
4. ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Еще сравнительно краткий в исторических масштабах опыт проведения
коучинг-школы по управлению проектами показал, что:
- Во-первых, и особенно на данном этапе развития управления проектами
в Российской Федерации существует выраженная потребность именно
в коучинге как методе повышения профессионального уровня специалистов,
управляющих реальными проектами [1].
- Во-вторых, коучинг не может полностью заменить собой прочие
формы активного обучения и консалтинга в области управления проектами.
- В-третьих, к проведению коучинга по управлению проектами должны
допускаться только специалисты высокой квалификацией как в области
управления проектами, так и в сфере коучинга, четко соблюдающие
этические нормы и правила обоих профессиональных направлений.
- В-четвертых, коучинг по управлению проектами предоставляет определенные
преимущества, не достигаемые иными методами развития профессиональной
квалификации в областиуправления проектами.
5. ЛИТЕРАТУРА
- ВоропаевВ.И ., Project Management
in Russia, PMI, USA, 1997 г.
- Димитриев Д.В., Ретро-мода коучинг. Элитный персонал,
№45 (279), Москва, 2002 г.
- Димитриев Д.В., Техника составления расписания исполнения
проекта, Академия АйТи, Международный институт менеджмента, Москва,
1999 г.
- Димитриев Д.В., Четыре столпа Вашего бизнеса, Элитный
персонал, №17 (253), Москва, 2002 г.
- Димитриев Д.В. Коучинг по управлению проектами, доклад
на 1-й Международной конференции по коучингу в России, г. Москва,
24.11.2002 г.
- Основы профессиональных знаний и национальные требования к компетентности
(НТК) специалистов по управлению проектами. Совнет, Москва, 2002
г.
- Уитмор Дж., Coaching- новый стиль менеджмента и управления
персоналом, Финансы и статистика, Москва, 2000 гli>