|
БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА> Информационные технологии
> Электронная коммерция
Технология создания интернет-магазина
Павел Чужанов
Источник: Мир Internet
Прежде
чем пугаться чего-нибудь, надо посмотреть - страшное оно или нет,
а то чего зря стараться...
Популярный
мультипликационный персонаж
"Кухня" создания
крупных интернет-проектов, как правило, известна немногим. По этой
причине достаточно трудно решиться на то, чтобы начать развивать в
Интернете свой бизнес. Действительно ли все так сложно? Давайте рассмотрим
в качестве примера ключевые моменты создания интернет-магазина.
Во-первых, это одно из самых модных направлений интернет-активности
нашего населения (к сожалению, не в качестве покупателей), во-вторых,
серьезный магазин может содержать в себе элементы поисковых систем
и информационных ресурсов, существовать как простая витрина прайс-листов
и быть торговым порталом. В общем, это довольно сложное и противоречивое
образование.
Правда, при всей своей противоречивости главная задача формулируется
просто: в Интернете необходимо опубликовать некий каталог товаров
и получить уведомление о намерении клиента приобрести тот или иной
товар. После этого найти товар у себя на складе или у стороннего поставщика,
доставить его клиенту и получить деньги.
Интернет в данном случае используется как способ доставки информации
до потенциального клиента и получения информации о его намерениях.
Основная часть магазина больше никаким образом не касается Интернета,
если только вы не решите использовать его как среду внутреннего
информационного обмена между подразделениями магазина. Ядро магазина
- каталог товаров и система публикации (или, точнее, управления
публикацией) этого каталога на сайте. И первый шаг - это, конечно,
создание грамотного и четко классифицированного каталога товаров,
и здесь не обойтись без опытных товароведов. Сканирование изображений
и вколачивание описаний - менее квалифицированная, но весьма важная
и очень трудоемкая часть работы по созданию каталога. К сожалению,
у нас еще не развит сервис подобных каталогов, когда можно просто
купить у специализированной компании каталог товаров с правильной
структурой, описаниями и фотографиями, поэтому все это придется
делать самому.
В той или иной степени структура каталога повлияет на структуру сайта.
Правильность размещения товара согласно принятой в отрасли товарной
номенклатуре не гарантирует удобства поиска для клиентов. При разработке
сайта небходимо учитывать сложившиеся у вашей аудитории представления
о классификации товаров этой группы.
Хороший пример - структура сайта прафюмерного магазина "Аромат.ру"
(www.aromat.ru).
В процессе создания товарного каталога были изучены все самые распространенные
"фирменные" классификаторы (у основных производителей и объединений
производителей есть свои, сильно различающиеся, классификации).
Первоначально планировалось использовать их как некий стандарт отрасли.
Однако на этом этапе стало понятно, что названия некоторых разделов
совершенно ни о чем не говорят потребителю: кто, кроме парфюмеров,
знает, как должны пахнуть папортниковые ароматы и чем они отличаются
от древесных; некоторые же звучат вовсе пугающе - альдегидные...
Поэтому было решено совместить принятые у производителей классификации
с бытовыми - так наряду с цветочными и амбровыми появились свежие
и пряные.
Конечно, структура сайта не ограничивается товарными категориями -
необходимы информационные разделы о магазине, помощь в навигации и
покупке, всевозможные "советники" и "подсказчики" - это тот сервис,
который клиент ожидает получить, приходя на сайт магазина. В компьютерном
магазине "Мегашоп" (www.megashop.ru)
создан онлайновый сборщик компьютера: клиент прямо на сайте может
собрать из отдельных комплектующих именно ту модель, которая требуется,
и заказать ее.
Достаточно серьезная вещь - форум покупателей. Сегодня далеко не
все магазины рискуют заводить его у себя. Но на "Кенге" (www.kenga.ru),
например, с самого начала было решено создать и поддерживать форум.
К сожалению, особенности покупательской психологии таковы, что из
ста достойно обслуженных только один выразит благодарность, а из
десяти покупателей, которых не удалось обслужить без проблем, все
десять скажут какую-нибудь гадость. Но приходится с этим мириться:
посетители должны видеть открытую позицию администрации.
Отдельного внимания заслуживает дизайн сайта. Сегодня в интернет-магазинах
продается практически все; если вы начнете продавать товар, которого
еще никто не продает, то будьте уверены - через пару-тройку месяцев
у вас появятся конкуренты. В такой ситуации особую важность приобретает
впечатление, которое производит на посетителя внешний вид вашего магазина.
Конечно, ценовая политика магазина, качественный сервис - все это
главное. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, насколько дружелюбна
и понятна навигация сайта, достаточно ли хорошо читается текст меню
и описаний, какое настроение создают цвета и графические элементы.
Все эти моменты зависят от дизайнера, причем не просто человека с
художественным образованием и концептуальным видением, а специалиста,
представляющего себе работу интернет-магазина изнутри, воспринимающего
сайт как часть единой системы. Конечно, специфика товара во многом
определяет стиль оформления сайта, глупо даже сравнивать дизайн магазина
детских игрушек "Кенга" (www.kenga.ru)
и компью
терного магазина PCBox (www.pcbox.ru),
у них совершенно разная аудитория. Однако основное правило построения
интерфейса магазинов общее для всех - это функциональность. Задача
дизайнера, сохранив функциональность, придать магазину характерный
и привлекательный внешний вид.
Следующая задача - публикация товаров из каталога на сайт магазина
и управление сайтом-магазином. Для этого необходим некий механизм,
который позволит публиковать товары и/или группу товаров на сайте,
определять место публикации (витрина, каталог, рекламное предложение)
и способ представления (название, описание, цена, размеры, фотографии
и пр.). Да и кроме информации о товарах желательно публиковать новости,
познавательные и справочные материалы, все то, что может быть интересно
посетителям. При этом управление сайтом должно осуществляться специалистом,
обладающим познаниями в интернет-технологиях на уровне продвинутого
пользователя, - скорее всего это будет менеджер по продажам или
товаровед.
Разработка или совершенствование такого механизма, как правило, продолжается
и после открытия магазина, постоянно появляются новые задачи - модерация
форума, проведение лотерей и конкурсов, распродажи и т. п.
Итак, мы создали ту часть магазина, которая позволяет донести до
потенциальных покупателей информацию о товарах. Теперь рассмотрим
вопрос получения и обработки информации о намерениях покупателей.
Как правило, процесс покупки в интернет-магазине состоит из трех
этапов: поиск необходимого товара, отправка его в корзину и, наконец,
оформление заказа. Все эти процессы происходят в голове покупателя
и на сайте вашего магазина, но заканчиваться они должны нажатием
кнопки "отправить заказ" и поступлением содержимого корзины покупателя
и данных о нем к вашим менеджерам. Куда именно попадает эта информация
и что с ней будет происходить далее, зависит от устройства той части
магазина, которую называют BackOffice. Несмотря на подозрительное
название и довольно размытые границы, часть эта - весьма полезна
и нужна, более того, при активной торговле (ну, скажем, больше 20-30
заказов в день) альтернативой ей может быть только армия менеджеров,
постоянно теряющих заказы и, соответственно, клиентов. Грамотно
сколоченный BackOffice содержит в себе и базу данных поступивших
заказов с отслеживанием их выполнения, и базу клиентов с их кредитной
историей.
Отдельного упоминания заслуживает система автоматизированного склада
и бухгалтерии. Она может быть вашей оригинальной разработкой или вы
можете подстыковаться к тем программам, что ранее использовались на
вашем предприятии. В любом случае теперь они станут неотъемлемой частью
BackОffice. Создание или адаптация всех программ, входящих в Back
Office, займет львиную долю труда разработчиков, товароведов, бухгалтеров
и программистов. Однако именно эта часть магазина в дальнейшем повлияет
на то, насколько "по-настоящему" вы используете те преимущества, которые
дает интернет-коммерция.
Ну что же, можно начинать рекламную кампанию и встречать первых
клиентов. В конце концов, пока вы не получите первую сотню посетителей,
пока они не сделают первый десяток заказов, вы не сможете понять,
насколько корректно работает вся система в целом.
Вот так можно очень кратко описать процесс создания интернет-магазина.
Да, безусловно, масса подробностей осталась за кадром. На каждом этапе
возникает большое количество технических вопросов, и решать их можно
разными средствами, споры по поводу преимуществ тех или иных платформ,
языков и приложений только разгораются. Но принципиально можно заявить
следующее: интернет-магазин - это единая система, в которой процессы,
происходящие на сайте, интегрированы в бизнес-процессы предприятия.
Это главное, но почему-то мало кто думает об этом. Поэтому - мало
действительно серьезных интернет-магазинов в Рунете. Но они появляются
и даже начинают конкурировать. А у вас есть интересная возможность
посмотреть, что из этого получится.
Предложение
авторам статей и книг
|
|
|
|
|