БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА
> Информационные технологии
> Управление отношениями с клиентами
CRM и KM: пространство взаимодействия
Дмитрий Спиридонов
Креативный директор
компании "Альфа-Информ"
dima@olp.ru
Источник: CRM Online
Появление самого понятия «управление знаниями» (knowledge
management, KM) вызвало во всем мире (да и в нашей стране) настоящий
бум. Суть КМ проста: если на предприятии работают люди, то в процессе
работы у них накапливаются определенные знания и опыт, соответственно,
этими знаниями нужно управлять, т.е. воспринимать их как ресурс
компании. Мировые объемы рынка КМ постоянно растут и, по некоторым
оценкам, уже в этом году достигнут 12 миллиардов долларов. Тем не
менее, многих руководителей смущает зависимость от груды железа –
компьютеров – которая требует значительных вложений, реальной, видимой
отдачи от которых ждать не приходится (несостоятельность традиционных
методов оценки возврата инвестиций в этой сфере давно доказана). Отсюда
и часто наблюдаемая сегодня тенденция вкладывать не в ИТ-отделы, а в
кадровые отделы и кадровые информационные системы.
Споры идут. Как бы то ни было, они касаются четырех фундаментальных
процессов КМ: сбор, хранение, извлечение и анализ (практическое
использование) информации. Человеческий ресурс имеет свои недостатки и
свои достоинства. Несомненным достоинством нужно признать
«незаметность» процесса сбора информации: работник получает знания в
процессе работы, при этом не требуется каких либо специальных действий,
чтобы занести эти знания в базу данных, т.к. в этом случае базой данных
выступает голова работника. Но этот плюс очень скоро оборачивается
минусом: полученные знания не систематизированы или вообще не
воспринимаются как полезная информация. В связи с этим несовершенство
человеческой памяти принимает угрожающее значение. Особые проблемы
возникают на стадии извлечения информации. Этому посвящена целая серия
статей Татьяны Гавриловой (Enterprise Partner, май 2001 г.),
рассматривающей психологический, лингвистический и гносеологический
аспекты этой проблемы. Психология общения – это стержень, на котором
держится КМ в случае с работой с людьми. Каждый человек обладает своим
когнитивным стилем, т.е. стилем мышления, что вызывает определенные
трудности в процессе коммуникации. Человек, наконец, может просто
оставить свои знания при себе – и он имеет на это полное право. Чтобы
такого не происходило, многие крупные компании тратят сегодня огромные
деньги на поддержание «корпоративного духа», т.е. на поддержание
«зараженности» работника идеями компании: проводятся общие тренинги,
развивающие навыки работы в коллективе, встречи, вечеринки – по сути,
компания тратит средства на то, чтобы рекламировать себя среди своих
сотрудников.
Грамотная кадровая политика не гарантирует грамотного управления
знаниями. Автоматизиция – шаг, существенно приближающий сформированную
на предприятии систему КМ к иделу Collective IQ. CRM можно также
рассматривать как одну из возможных КМ-систем, т.к. любая CRM-системы
имеет дело не с клиентом (как думают многие менеджеры), а с информацией
о нем. Разница очень тонка, но она существует.
Приведем пример из сферы лингвистики. Допустим, у нас есть стол,
но стол (сам предмет) никак не связан со словом «стол» - это слово
придумал человек, чтобы обозначать соответствующий предмет мебели.
Устанавливая, таким образом, связь между предметом и словом, человек
научился мыслить образами: ну не постоянно же мы видим стол и имеем
с ним дело, а слово это существует в нашей голове постоянно и мы
можем употреблять его когда захотим, даже вне непосредственного
контакта с самим предметом, имея дело лишь с образом стола, возникающим
в моей голове (в лингвистике он называется денотатом). Более того,
я могу строить высказывания со словом «стол», рассказывать другим
людям о столах, думать о столах вне связи с самим столом. Иначе
говоря, стол имеет для меня то значение, которое он имеет, во многом
потому, что существует слово «стол», возникшее из моего знания предмета
и дающее мне возможность манипулировать этим слово. Смысл примера
в том, что клиент сам по себе интересен для менеджера только в ситуации
покупки им чего-либо, продажи – точки на оси времени (см. статью
Основные принципы работы
CRM) – единственные моменты, в которых менеджер взаимодействует
непосредственно с самим клиентом (как человек взаимодействует со
стулом-предметом) в том качестве, в каком он должен восприниматься
менеджером, т.е. в качестве клиента. Остальное время менеджер и
клиент друг для друга будто не существуют. CRM-системы позволяют
заполнять пробелы информацией, т.е. дают менеджеру возможность иметь
дело с клиентом как со словами. Более того, на это, казалось бы,
эфемерное взаимодействие по праву тратится подавляющая часть времени
и сил. Любой контакт с клиентом при этом есть форма уточнения знания
о нем, как если бы вы периодически имели дело со столами, чтобы
провести в своей голове более четкую дифференциацию столов на журнальные
столики, письменные столы, кухонные столы и т.д. – взаимодействие,
следовательно, направлено не столько на клиента, сколько на самого
менеджера, пополняющего корпоративную базу данных своей компании
(по аналогии - свой словарь). Что это дает? Во-первых, становится
понятным, что словосочетание «клиентоориентированный подход» ни
в коем случае не указывает на альтруизм компании, безрассудно тратящей
деньги на своих клиентов, на то, чтобы постоянно держать с ними
связь и т.д., но указывает на то, что компания умеет строить «образы»
своих клиентов и грамотно работать с ними, чтобы повысить эффективность
и частоту непосредственных взаимодействий (ведь если я в своей голове
могу помыслит множество разных столов словами, специфицирующими
разные виды столов, то имея дело, например, с журнальным столиком,
я могу надеяться на то, что использую его по назначению и с большим
умом). Во-вторых, такой взгляд позволяет уйти от узости перевода
слова customer в аббревиатуре CRM, ведь собирать информацию можно
и нужно не только о клиентах (например, покупателях), но и о поставщиках
продукции, о любых партнерах, с которыми компания ведет дела и хочет
вести их еще лучше.
Автоматизация знания упрощает:
1 Сбор информации. Имея стандартную форму, менеджер собирает ту
информацию, которая нужна и которая может быть действительно полезна
компании, а не ту, которая ему кажется полезной, при этом инициатива
снизу не наказывается, и при необходимости стандартный набор информации
может быть изменен.
2 Хранение информации. Полученные знания никуда не исчезнут, не
забудутся, а будут храниться в базе данных компании – т.е. станут по
истине корпоративным достоянием.
3 Извлечение информации. Поиск и система фильтров позволяют не зависеть
от заболевшего или уволенного сотрудника, от психологических
особенностей его личности, от атмосферы на предприятии.
4 Анализ информации. Хорошая аналитическая поддержка позволяет
упростить работу со знаниями и грамотно их использовать.
Конечно,
CRM не покрывает всего комплекса существующих в компании знаний, но
является одним из элементов политики в области КМ. Нам важно указать на
тот факт, что CRM может стать первым шагом в области создания
корпоративной системы КМ для предприятий малого и среднего бизнеса,
одним из столпов деятельности которых является продажа или сбыт.
Руководителей таких компаний часто отпугивает словосочетание
«корпоративная система управления знаниями» и глобальность традиционных
ERP-проектов. Космизм такого подхода им просто чужд. Этой статьей мы
всего лишь хотели напомнить, что даже самое мелкое предприятие обладает
определенными знаниями, и, что если значительная доля этих знаний –
информация о клиентах и партнерах - то необходимо научиться ее
использовать.
Предложение
авторам статей и книг