БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА
> Информационные технологии
> Управление отношениями с клиентами
Успех CRM-проекта
Катерина Костерева
Коммерческий директор TERRASOFT K.
Kostereva@terrasoft.com.ua
www.terrasoft.com.ua
Источник: CRM Online
Каждый покупатель безошибочно выделит клиенто-ориентированную
компанию среди конкурентов. Если попросить покупателя аргументировать
свой выбор, мы скорее всего получим один из следующих ответов:
- Менеджеры этой компании заботятся о своих клиентах;
- Здесь мне уделили больше внимания;
- В этой компании более качественное сервисное обслуживание.
Действительно, на сегодняшний день, когда цены и качество продукции
практически сравнялись, инструментом конкурентной борьбы стал сервис. И
этим пользуются фирмы, стремясь получить как можно больше лояльных
покупателей. Ведь именно лояльные клиенты – основная ценность фирмы.
Лояльные покупатели делают повторные покупки, они же рекомендуют
компанию своим друзьям и коллегам.
Давайте попробуем формализовать такое понятие, как «забота о клиенте»,
и таким образом определить, как заслужить лояльность клиента.
Практика показывает, что эмоцианальную привязанность покупателя можно
достичь засчет внедрения определенных регламентов и процедур
взаимодействия с клиентами на всех уровнях организации.
Рассмотрим пример взаимодействия с клиентами в аудиторской компании,
работающей на рынке Украины. По ряду критериев компания выделяет
категорию особо важных (V.I.P.) клиентов. Потеря лояльности таких
клиентов может представлять угрозу всему бизнесу. При работе с V.I.P.
клиентами применяется особый регламент взаимодействия: менеджер должен
встречаться либо общаться по телефону с представителем V.I.P. клиента
не реже, чем раз в две неделе. Даже, если нет делового повода для
звонка, менеджер обязан сделать классический звонок вежливости. Кроме
того, менеджер должен лично поздравлять клиента со всеми праздниками и
лично контролировать выполнение запросов, поступающих от представителей
клиента в компанию.
Частота контактов менеджера с V.I.P. клиентами или скорость реакции
сервисной службы на запросы клиента – это элементы регламента работы с
заказчиками. Такой регламент является основой для управления
отношениями с клиентами (CRM).
Если Вы задумываетесь о реализации CRM-проекта, то, наверняка, перед Вами стоит хотя бы одна из следующих целей:
- Увеличение продуктивности продаж (сделки должны завершаться быстрее,
должен быть увеличен процент успешных сделок).
- Повышение прибыльности клиентов (один клиент должен пользоваться
несколькими услугами компании продолжительный период времени).
- Расширение доли рынка (должна повыситься эффективность маркетинговых
кампаний, положительные отзывы о компании должны передаваться из уст в
уста).
Важно понимать, что, к примеру, повышение лояльности клиентов или
автоматизация рутинной работы менеджеров – это не цели проекта, это
способы достижения перечисленных выше целей.
Любой проект должен иметь четкий план с описанием каждой стадии,
определением ответственных и сроков выполенения. Обязательным условием
успешного CRM-проекта является формирование четких целей на первом
этапе проекта. С самого начала определяется ожидаемый результат,
который рассчитывается в денежных единицах или тех показателях
эффективности, которые приняты в компании. Например, цель CRM-проекта в
представительстве компании “TNT Express International” в Украине –
увеличить долю рынка в 2004 году на 25%.
Очень важно, чтобы проект инициировал топ-менеджмент компании и лично
контролировал ход выполнения проекта. Все сотрудники должны понимать
важность проекта и не быть сторонними наблюдателями. Успех любого
проекта зависит от квалификации и опыта определенной команды людей, а
также от степени их концентрации на задачах проекта. Все участники
команды должны быть заинтересованы в успехе проекта.
Реализацию СRM-проектов по схеме: постановка целей CRM-проекта,
определение способов достижения поставленных целей и анализ
результатов, рассмотрим на примерах компаний, представляющих различные
сферы деятельности:
- TNT Express International (представительство в Украине);
- Watson Telecom;
- Два Гуся;
- Balkanpharma (представительство в Украине);
«TNT Express International»
– мировой лидер на рынке услуг экспресс-доставки. Компания имеет
собственную систему регулярных автомобильных и авиационных рейсов. В
Украине «TNT Express International» сформировала сеть представительств
и представителей в каждом областном центре страны. В компании работает
более 220 сотрудников.
Увеличение доли на рынке услуг
экспресс-доставки в Украине на 25% в 2004 году – это основная цель
CRM-проекта «TNT». Причем, управление отношениями с клиентами – это
единственный инструментарий, который компания будет использовать при
достижении поставленной цели. Таким образом, ключевой задачей отдела
маркетинга при планировании и реализации CRM-проекта стало формирование
уникальных взаимоотношений с клиентами. Разработан цикл взаимодействия
с клиентами (6-week call cycle), по которому работают пары продавцов.
Один из продавцов специализируется на телемаркетинге - созванивается с
клиентами и обеспечивает загрузку для графика встреч второго
продавца.
Важно отметить, что в компании не существует понятия «клиент не
заинтересован в наших услугах». «TNT» строит долгосрочные
взаимоотношения со своими клиентами, поэтому не заинтересованный
заказчик сегодня может воспользоваться услугами компании завтра. Таким
образом, в соответствии с регламентом компании такой клиент остается в
категории потенциальных заказчиков.
Среди задач, которые решаются в ходе CRM-проекта «TNT», можно выделить:
- Объединение информации о всех клиентах компании по Украине в единую информационную базу;
- Сегментация клиентов;
- Планирование маркетинговых коммуникаций в зависимости от сегмента;
- Персональная работа с каждым клиентом для удовлетворения его
специфических потребностей, а также проведение исследований для
создания новых продуктов и услуг компании;
- Автоматизация работы представителей в регионах и регулярный контроль их работы.
Плнируемый результат CRM-проекта на 2004 год - это расширение доли
рынка услуг экспресс-доставки на 25% и расширение доли рынка «Special
Services» до 35%.
Компания «Watson Telecom»
была создана в 2001 г. и в кратчайший срок зарекомендовала себя как
профессиональный интегратор в сфере телекоммуникационных проектов на
украинском рынке. В основе деятельности компании лежит
клиенто-ориентированый подход, предполагающий постоянное взаимодействие
с клиентом и развитие бизнеса на основе потребностей клиента.
Основной целью CRM-проекта было повышение продуктивности продаж,
засчет введения регламентов зваимодействия с клиентами, а также
благодаря автоматизации рутинной работы менеджеров. Компания провела
серию мозговых штурмов, где руководители организации вместе с менеджерами
сформировали и прописали регламенты взаимодействия с различными
сегментами клиентов. В качестве инструментария для автоматизации
созданных бизнес-процессов был использован программный продукт Terrasoft
CRM. Внедрение проекта в отделе продаж (20 сотрудников) длилось
около 6 недель.
Результат - повышение продуктивности работы менеджеров на 30% (состоянием на начало июня 2003 года).
Сеть ресторанов быстрого обслуживания «Два Гуся», является лидером в сегменте «деловая еда города».
Маркетинговые исследования, которые были проведены в конце 2002 года,
подтвердили, что 70% клиентов ресторанов являются постоянными
посетителями, а значит, относятся к категории прибыльных клиентов. Для
удержания клиентов этой группы и расширения самой группы было принято
решение о реализации «Программы Лояльности». Основная идея «Программы
Лояльности» в ресторане «Два Гуся» - это поощрение постоянных
посетителей путём предоставление скидки при покупке.
В ходе реализации пилотного проекта сформировалась база данных лояльных
клиентов ресторана. В рамках CRM-проекта были автоматизированы основные
процессы «Программы Лояльности»: заполнение карточки участника, учет
истории покупок и коммуникаций. После сегментации клиентов проведен ряд
целевых маркетинговых кампаний.
Участниками «Программы Лояльности» стали около 800 человек,
прибыльность каждого возросла в 2-2,5 раза. Отдел маркетинга достиг
поставленной цели: знание лояльных клиентов «в лицо». Благодаря системе
регулярной коммуникации с клиентами (поздравление с Днём Рождения,
приглашение на открытие новых ресторанов, сообщения о проведении новых
маркетинговых акций) повышается лояльность к бренду «Два Гуся».
Представительство болгарской фармацевтической компании «Balkanpharma»
активно работает на украинском рынке, поставляя 50 наименований
медицинских препаратов в аптеки страны. В компании работает 20
медицинских представителей, в задачи которых входит взаимодействие с
врачами и сотрудниками аптек в различных городах Украины.
Основная
цель CRM-проекта для компании – это повышение продуктивности работы
медицинских представителей засчет более качественного планирования и
контроля выполнения планов, а также благодаря автоматизации рутинной
работы сотрудников компании.
В ходе проекта была создана единая база врачей и аптек Украины,
автоматизирован процесс планирования и контроля работы медицинских
представителей. Теперь «полевые сотрудники» работают с использованием
карманных компьютеров, в которых фиксируются результат встречи сразу же
при выходе из аптеки либо больницы. Итоги работы 20-ти медицинских
представителей в течение дня поступают в центральный офис для
оперативного контроля.
Результатом CRM-проекта для комапнии стало повышение показателей
выполнения планов медицинскими представителями, увеличение
эффективности каждого посещения врача (аптеки) медицинским
представителем, а также обеспечение дистрибуции препаратов компании в
60-70% аптек.
Какие общие черты всех перечисленных проектов?
В первую очередь, это активное участие персонала на каждом этапе
реализации CRM-проекта. В CRM-проекте должны принимать активное участие
не только руководители, но и сотрудники всех департаментов компании,
которые взаимодействуют с клиентом хотя бы на одном из этапов цикла
обслуживания заказчика. При этом, консультанты рекомендуют привлекать к
проекту неформальных лидеров, которые смогут донести «CRM-культуру» до
своих коллег. Иногда руководители рассматривают CRM-проект и как новую
возможность для укрепления корпоративной культуры организации.
CRM-проект требует сравнительно небольшой бюджет. Причем, требуется не
столько финансовый ресурс предприятия, сколько время сотрудников,
посвященное разработке и внедрению проекта.
И, наконец, практически невозможно реализовать CRM-проект без
использования информационных технологий. Для управления всей историей
взаимоотношений с клиентами необходим мощный программный инструментарий.
Как выбрать CRM-систему?
Принципы выбора CRM-системы практически не отличаются от критериев выбора любого другого бизнес-приложения.
У пользователей есть три варианта:
Первый - разработать самостоятельно, либо силами команды разработчика, но «с нуля».
Второй - купить готовый продукт.
Третий - купить комплексную систему, внедрение которой требует привлечения консультантов.
Последний вариант – наиболее правильный выбор для крупных организаций.
Например, для национальных операторов мобильной связи, крупнейших
банков (из первой десятки). Для полноценного CRM-проекта в компаниях
такого масштаба рекомендуется привлекать отечественных консультантов,
которые внедряют западные решения. Обычно после внедрения CRM-системы
класса Siebel, Salesforce, PeopleSoft, SAP компания использует лишь 20%
всех возможностей, заложенных в продукт, однако, система с легкостью
сопровождает развитие организации. По мере роста потребностей компании
пользователи открывают для себя те 80% возвожностей системы, которые по
началу были не востребованы.
Стоимость таких проектов оценивается в сотнях тысяч долларов. Но и
результат потрясающий. Чейзманхеттен банк внедрил CRM-систему за
несколько десятков миллион долларов, и по собственным расчетам окупил
завтраты за 5 месяцев.
Перед компаниями среднего и малого бизнеса обычно стоит диллема:
разрабатывать систему собственными силами или покупать готовый продукт,
возможно, с небольшими доработками. К счастью, в последнее время
значительно сократилось количество компаний, которые берутся за
разработку программного продукта «с нуля». Это объясняется, в первую
очередь, тем, что на рынке появилось достаточное количество предложений
готовых программных продуктов. Кроме того, многие организации уже
столкнулись с проблемами разработки программного продукта собственными
силами.
Во-первых, первоначально невысокая стоимость проекта в результате
вырастает минимум в 2-3 раза. Кроме того, практически никогда не
выдерживаются сроки. Во-вторых, полученный результат очень часто
разочаровывает заказчика. Это как пошив костюма в ателье – не всегда
мастеру удается «почувствовать» клиента и создать именно то изделие,
которое «видит» клиент. В-третьих, компания становится зависимой от
разработчика (будь то наемный сотрудник, либо фирма-разработчик ПО).
Разработан уникальный продукт, который требует поддержки и развития.
Таким образом, компания попадает в зависимость от программиста.
Оптимальный вариант – это покупка готового продукта, который
максимально отвечает требованиям организации. Украинская компания имеет
на сегодняшний день достаточный выбор: это отечественная разработка
Terrasoft CRM, российский продукт Sales Expert, западные продукты
ACT!2000, GoldMine. Стоимость лицензии (одно рабочее место) на все
перечисленные продукты приблизительно одинаковая – около 200 у.е.
Внедрение перечисленных продуктов не трудоемко, может выполняться без
участия консультантов. Покупая готовый продукт, отсутствует «эффект
черного ящика». Клиент может загрузить демо-версии через интернет и
вдоволь «поиграться» со всеми программами.
В заключение важно отметить, что вложение средств в CRM-проект нельзя
рассматривать как затраты. Это инвестиции, срок окупаемости которых
исчисляется месяцами.
Предложение
авторам статей и книг