Бизнес-образование
О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта  

 

БИЗНЕС-БИБЛИОТЕКА > Финансы предприятия > Оценка бизнеса


Классификация субъектов и объектов оценки стоимости

аспирант Новиков А. В.
Novikov@lenta.ru
Источник: Корпоративный менеджмент


В процессе оценки стоимости бизнеса главным действующим лицом на рынке готового бизнеса является субъект оценки. Знание классификации субъектов оценки даст возможность установить состав потенциальных целей, которые они могут ставить перед собой. Знание же цели (целей) субъекта оценки позволит определиться с составом методов, с помощью которых целесообразно производить оценку стоимости бизнеса.

Состав субъектов оценочной деятельности регламентирован Ст. 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В нем отмечено: "Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики)"

В качестве главного субъекта оценки следует рассматривать не просто человека или организацию, выполняющих работы по определению оценки стоимости предприятия, а то лицо, во имя интересов которого производится эта оценка.

Субъект оценки может быть определен как юридическое или физическое лицо, интересы которого находят отражение в устанавливаемой мере ценности предприятия.

Преследуемые интересы обычно в полной мере соответствуют основным целям, к которым стремится данное лицо. Так, например, собственник, которому принадлежит предприятие, стремится к получению максимально высокой экономической выгоды; банки к поддержанию на высоком и стабильном уровне своего финансового оборота через возможно полное соблюдение условий кредитных договоров; само предприятие к установлению режима экономической и экологической безопасности, выживанию, реализации возможности долговременного присутствия на целевом рынке и т. д.

В рамках классификации основных субъектов оценки бизнеса можно выделить:

  • предприятие, являющееся юридическим лицом;
  • собственников предприятия, которые подразделяются на:
      а) владельцев, обладающих абсолютным правом собственности (включая имущественную компоненту) и соответственно полной (неограниченной) ответственностью по долговым обязательствам предприятия;
      б) корпоративных владельцев, имеющих только обязательственные права по отношению к предприятию и, как следствие, несущих ответственность по его долгам, ограниченную их взносом в уставный капитал (например, в виде пакета приобретенных акций);
  • различных юридических и физических лиц из внешнего рыночного окружения, к которым относятся:
      а) индивидуальные кредиторы и финансово-кредитные учреждения;
      б) страховые компании или агентства;
      в) потенциальные инвесторы;
      г) фондовые биржи;
      д) арендаторы;
  • государство, представленное различными органами, в том числе:
      а) Министерством экономики и развития;
      б) Министерством управления государственным имуществом;
      в) антимонопольным комитетом; г) налоговой службой;
      д) арбитражными судами;
  • региональные образования, представляемые:
      а) комитетами по управлению муниципальным имуществом;
      б) комитетами по занятости населения;
  • иностранные юридические и физические лица, международные организации:
      а) зарубежные инвесторы;
      б) международные кредитные фонды.

По результатам стоимостной оценки объекта каждый из субъектов использует полученную аналитическую информацию для решения вполне определенной задачи.

Классификационный состав объектов оценки стоимости бизнеса регламентирован Ст. 5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" . В нем к объектам оценки отнесены:

  • отдельные материальные объекты (вещи);
  • совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
  • право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
  • права требования, долги, а также другие исключительные права;
  • права на обозначения (фирменное наименование, товарные знаки и т. п.);
  • продукция, работы, услуги, информация;
  • иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Каждый из перечисленных субъектов на основе полученной информации о рынке недвижимости и собственного финансового положения может определить и сформулировать актуальную для него задачу в системе оценки стоимости бизнеса, которую необходимо решить с приемлемой выгодой для себя.

Применительно к перечисленным выше субъектами оценки стоимости бизнеса приведем классификация решаемых ими различных типов задач (табл. 1).

Таблица 1
Классификация типов задач, решаемых различными субъектами в системе оценочной деятельности

Субъект оценки

Наименование оценки

Тип решаемой задачи

Предприятие как юридическое лицо

Текущая

Обеспечение экономической безопасности, выживаемости

Плановая

Разработка плана (стратегии) развития предприятия

Собственник

Базовая

Выбор экономически целесообразного варианта распоряжения собственностью

Реструктиризационная

Составление объединительных или разъединительных балансов

Коммерческая

Обоснование цены купли-продажи предприятия или его части

Ликвидационная

Установление размера выручки при упорядоченной ликвидации предприятия

Кредитные учреждения

Кредитная

Проверка финансовой дееспособности заемщика

Залоговая

Определение возможного размера ссуды, выдаваемой под залог

Страховая

Установление размера страхового взноса

Страховые

компании

Компенсационная

Определение суммы страховых выплат при наступлении страхового случая

Фондовые биржи

Информационная

Расчет конъюнктурных характеристик

Акционерная

Проверка обоснованности котировок ценных бумаг

Инвесторы

Инвестиционная

Проверка экономической целесообразности инвестиционных вложений

Предельная

Определение максимально допустимой цены покупки предприятия с целью включения его в инвестиционный проект

Государственные

и муниципальные органы

Приватизационная

Подготовка предприятия к приватизации (разработка и реализация комплекса мероприятий)

Фискальная

Определение облагаемой базы для начисления различных видов налогов

Арбитражная

Установление выручки средств от принудительной ликвидации через процедуру банкротства

Социальная

Разработка планов социального развития

При определении любого типа (наименования) оценки важным является обеспечения единообразия исходных данных. Сведения, фигурирующие в оценочных процедурах, должны обладать информационной прозрачностью для всех субъектов, потенциально заинтересованных в установлении достоверной оценки стоимости предприятия (бизнеса).

Состав исходной информации, используемой, к примеру, для текущих оценок, целесообразно ограничить перечнем показателей, включаемых в официальную отчетность предприятия. Дополнительно могут привлекаться сведения из документированных источников таких, как бизнес-план, инвестиционный проект и т. п. В случае появления сомнений относительно достоверности полученной информации целесообразно проведение необходимой аудиторской проверки или специальной экспертизы представленных документов.

При определении ценности предприятия принципиально важным является выбор момента (срока) оценки.

Рекомендации по выбору момента оценки зависят от предлагаемой формы проведения оценивания. В случае получения разовой оценки через привлечение определенного коллектива экспертов-оценщиков в качестве такого момента (срока) может быть принята любая дата, устраивающая заказчика. Для получения текущих оценок желательно учитывать возможность получения информации, содержащейся в периодической отчетности (бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, балансы оборотных средств, прогнозы объемов продаж и прибыли). Получение оценки стоимости предприятия в форме мониторинга рекомендуется осуществляться или с ежеквартальной, или полугодовой, или годовой периодичностью.

 


Предложение авторам статей и книг


   

 

 

О проекте   Сервисы   Сообщество   Каталог    Контакты   Карта сайта          
 
    Реклама на BizEducation   Rambler's Top100